Согласно исследованию компании KPMG, налоговые проверки в стране становятся все пристрастнее, пишут «Ведомости». Это подтвердили 92% более чем из 50 опрошенных компаний. 16% рассказали об увеличении срока проверок, 74% — о повышенных требованиях к документации со стороны налоговых органов.
По рассказам представителей различных компаний, объем запрашиваемой информации действительно вырос. Так, по свидетельству партнера Taxadvisor Дмитрия Костальгина, последний раз компании пришлось подготовить 150 тыс. листов документов. Также выросло число запросов по применению соглашений об избежании двойного налогообложения.
Кроме того, увеличились споры по делам о непредоставлении документов. Поменялся сам вектор судебной практики — аргументы, которые еще год назад суды принимали, теперь признают необоснованными. Помимо этого, ужесточились и сами проверки: теперь в группу проверяющих входят сотрудники внутренних дел, а это постоянные допросы сотрудников компании и контрагентов.
Больше всего компании тревожат действия правоохранителей, которые получили с этого года возможность возбуждать налоговые дела без согласия налоговиков. По свидетельствам, дела возбуждают на основе сообщений в прессе, различных доносов и т.д.
По словам вице-президента RD Group Татьяны Хоревой, в 2015 году налоговые органы стали более внимательно проверять отчетность компаний, но связано это с внедрением системы АСК-НДС-2. Пока ведется отработка механизмов работы системы, у налоговых органов много уточнений по отчетности компаний, а это отражается на сроках проверок. Впрочем, это не должно влиять на компании с правильно выстроенной системой налогового учета.
Есть мнение, что с введением данной системы число проверок, наоборот, сокращается: происходит переход к проверкам online. По словам замруководителя ФНС Даниила Егорова, с начала текущего года число выездных проверок снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 15,1%, а их эффективность выросла на 5,7%. При этом методика проведения проверок не изменилась.
Как пишет издание, налоговые поступления чрезвычайно важны для бюджета. Доля налоговых платежей в федеральном бюджете 2014 года составляла 54%. Более трети (35%) прироста налоговых поступлений по прибыли и НДС обеспечено именно налоговым администрированием: всего повышение собираемости принесло в консолидированный бюджет за семь месяцев 225 млрд руб., а это около четверти прироста налоговых доходов (рост с 7,5 трлн до 8,4 трлн руб.).
По данным ФНС, в последние годы налоговое администрирование обеспечивает около 25-27% роста сборов. Но улучшение администрирования — ограниченный резерв для роста налоговых поступлений. Даже самая лучшая налоговая система в мире не справится с задачей постоянного роста налоговых поступлений при определенных сложностях в экономике.