Попытка восстановить мощь империи СССР вынудила президента России Владимира Путина воссоздать советскую экономику, говорится в материале The Washington Post. «Назовите это социализмом с лицом КГБ», – пишет автор статьи.
Возможно, Россия больше не является головоломкой, завернутой в тайну и помещенной внутри загадки (такую характеристику стране давал экс-премьер Великобритании Уинстон Черчилль. – «Газета.Ru»), но есть один вопрос, ответ на которой пока не найден: что более «обречено», российские банки или рубль, отмечается в заметке. Комментируя декабрьское повышение ключевой ставки ЦБ до 17% годовых и ее январское понижение до 15%, автор делает заявление о так называемой уловке-22, то есть о «заколдованном круге», когда Кремль не может спасти ни банки, ни рубль без спасения обоих, но позволить себе спасти он может лишь одного («Уловка-22» — роман Джозефа Хеллера. — «Газета.Ru»).
Россия не может много субсидировать, когда нефтяные цены находятся на уровне $55 за баррель, дешевая нефть также означает, что у российских компаний меньше долларов для конвертации в рубли, сообщается в статье. Что касается российских банков, то у них три проблемы – нефть, санкции и кредитные ставки, утверждает автор материала. Кроме того, в заметке подчеркивается, что все деньги, которые Москва потратила на помощь своим банкам, – это деньги, которые она не может потратить на помощь национальной валюте, и именно по этой причине она начала урезать кредитные ставки.
Более низкие кредитные ставки должны помешать старым займам стать «плохими» и сделать новые более привлекательными, но побочный эффект состоит в том, что более низкие кредитные ставки означают и более дешевый рубль, хотя за последние несколько дней цены на нефть восстановили позиции достаточно для того, чтобы обеспечить рост российской национальной валюты, уточняет автор материала.
Именно в этом, впрочем как и всегда, скрывается ключевой вопрос: если цены на нефть вернутся к $80 за баррель, то проблемы России исчезнут «не совсем волшебным образом», если же нет, то Москва окажется «между молотом и наковальней», говорится в заметке. Дело в том, что спасение банков не сработает, если курс рубля по-прежнему падает, что не исключено при снижении ставок, объясняет автор статьи. Более дешевый рубль удешевит активы российских банков, уменьшит возможности российских компаний по возвращению долларовых долгов и увеличит число россиян, пытающихся перевести свои средства в доллары, отмечается в материале.
Ранее сообщалось, что политика Центробанка останется жесткой, несмотря на снижение ключевой ставки с 17 до 15%. Также сообщалось, что идея «банка плохих долгов», которая содержится в антикризисном плане правительства, пока находится в разработке.