Государство лишит ЮКОС возможности получить долю в «Роснефти» в ходе консолидации дочерних структур нефтяной госкомпании. «Формат консолидации акций «Юганскнефтегаза» будет принят исходя из интересов 100-процентной госкомпании «Роснефть», которая может быть не заинтересована иметь акционера с такой историей», — заявил в понедельник глава Росимущества Валерий Назаров, слова которого цитирует «Интерфакс».
Сейчас ЮКОСу, который ранее полностью владел «Юганскнефтегазом», принадлежат только привилегированные акции добывающего предприятия — 23% уставного капитала.
Консолидацию акций дочерних компаний «Роснефти» государство намерено провести с целью повысить стоимость компании накануне размещения акций за рубежом, запланированного на 2006 год. Программа консолидации предполагает обмен бумаг дочерних структур на акции материнской компании. Но государство в ущерб ранее объявленным планам по повышению капитализации «Роснефти» намерено отказаться от конвертации акций «Юганскнефтегаза» в бумаги «Роснефти», чтобы не пропустить ЮКОС в состав акционеров госкомпании.
Рассматриваются все возможные варианты консолидации, отмечает Назаров. В том числе отказ от перехода «Юганскнефтегаза» на одну акцию с «Роснефтью».
Как сообщает источник в профильном ведомстве, власти предлагают временно вывести «Юганскнефтегаз» из программы консолидации основных дочерних структур «Роснефти». «Можно не консолидировать «Юганскнефтегаз» и не переводить на единую акцию с «Роснефтью» сейчас, а сделать это позднее», — отмечает осведомленный источник. Официальные представители Росимущества и «Роснефти» не доступны для комментариев.
Заявление главы Росимущества не удивило участников рынка. «Рынок уже рассчитывал на то, что нефтяная компания войдет в состав акционеров «Роснефти». Решение Росимущемства негативно отразится на акциях ЮКОСа», — констатировал глава аналитического отдела Газпромбанка Сергей Суверов.
Намерения чиновников расходятся с их же заявлениями о необходимости способствовать повышению капитализации «Роснефти».
«Если в нынешней ситуации акции «Юганскнефтегаза» включат в «Роснефть», то, разумеется, компания при выходе на IPO будет дороже.
Но тогда удастся разместить меньше акций. Только если действовать в два захода, вначале разместить 3–5% акций и позже сделать вторичное размещение, листинг будет экономически оправдан», — отмечает аналитик компании FIM Securities Дмитрий Царегородцев.
Аудиторская компания Deloitte & Touche ранее рассчитала, что стоимость «Роснефти» после консолидации составит $58 млрд, до консолидации — около $50 млрд. Отчет Deloitte & Touche не содержал коэффициентов конвертации акций дочерних компаний в акции консолидированной «Роснефти». Но на основе этой оценки менеджмент «Роснефти» самостоятельно рассчитал коэффициенты обмена. С учетом предложенных поправок стоимость доли миноритарных акционеров «Роснефти» сократилась до $4,1 млрд.
ЮКОСу досталось бы не много. К привилегированным акциям «Юганскнефтегаза», которые принадлежат опальной нефтяной компании, предлагалось применить дисконт в 70%.
Но государство не желает видеть ЮКОС среди миноритарных акционеров «Роснефти». Совет директоров нефтяной госкомпании не одобрил предложенный вариант программы консолидации дочерних структур и направил его на доработку.
Аналитики нефтяного рынка уверены, что власти в конечном итоге переведут «Юганскнефтегаз» на одну акцию с «Роснефтью». Но сделают это после смены собственника ЮКОСа или после того, как компания потеряет пакет акций «Юганскнефтегаза». «Похоже они знают решение вопроса по ЮКОСу. Очевидно, Росимущество расчитывает на смену собственника нефтяной компании», — предполагает Сергей Суверов. «Если решат к чему-то придраться, то непременно найдут причину, — добавляет Дмитрий Царегородцев. — Хотя бы к набежавшему долгу с тех пор, как в 2004 году была блокирована работа компании».