Дефицит разливного пива может произойти в России осенью 2022 года, если маркировка напитка станет обязательной. Об этом со ссылкой на Ассоциацию производителей пива (АПП), в которую входит «Балтика», Heineken и AB InBev Efes, сообщает РБК.
«Уже с 1 сентября могут начаться сбои в поставках разливного пива в точки общепита, а в конце года эта ситуация может распространиться и на другие сегменты», — отметили в АПП.
Минпромторг ранее сообщил, что с 1 декабря 2022 года для продажи в розницу пива и слабоалкогольных напитков может стать необходимой обязательная маркировка. А для пива и слабых спиртных напитков в специализированной упаковке, то есть в кегах, — с 1 сентября.
Продавцы должны будут предоставлять сведения в единую информационную систему о реализации пива и слабоалкогольных напитков в бутылках и банках с 1 июня 2023 года. При этом вывод из оборота немаркированного пива и сидра в специализированной упаковке допускается до 1 сентября 2023 года, а в бутылках и банках — до 1 декабря 2023-го.
В АПП считают, что до сих пор не решен вопрос сосуществования маркировки и ЕГАИС. Регуляторы обещали, что использоваться будет лишь одна система. Кроме того, там считают срок в девять месяцев до 1 сентября 2022 года недостаточным для внедрения технологий, нужных для контроля за маркированной продукцией.
«Обозначенные сроки введения маркировки являются нереалистичными и могут привести к коллапсу на пивоваренном рынке», — считают в Ассоциации.
По мнению пивоваров из АПП, сроки введения маркировки для пива нужно сдвинуть на несколько лет вперед — из-за глобальных проблем с логистикой вследствие пандемии.
Доцент, кандидат экономических наук, преподаватель школы бизнеса «Синергия» Даниил Петухов полагает, что в случае введения обязательной маркировки пиво может подорожать на 10%, передает издание Media Mill.
«Конечно, это приведет к подорожанию пива, примерно на 10%. Вряд ли больше. Спрос на пиво и так несколько упал. У нас пытаются побороть инфляцию спроса в условиях инфляции издержек. Подобные действия еще больше увеличивают инфляционное давление на рынки», — считает эксперт.
В то же время кандидат экономических наук, доцент Департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при правительстве РФ Михаил Хачатурян придерживается менее радикального мнения.
«В связи с предложением Минпромторга о введении обязательной маркировки пивной продукции стоит ожидать определенного роста цен на пенный напиток. Однако, как показывает практика на примере меховых изделий, обуви, электроники, молока и молочной продукции, этот рост не будет значительным. Примерно на 0,7-1%», — считает он.
Как сообщает РИА «Новости», введение обязательной маркировки поддержали в пивоваренных компаниях «Пирна» и «Афанасий».
«Мы позитивно относимся к введению маркировки, так рынок станет прозрачнее, а потребитель будет защищен. В установленные сроки мы будем полностью готовы», — сказали в «Афанасии». «Меры правительства поддерживаем, уверены, что нелегального пива станет меньше, а покупатели смогут убедиться в качестве продукции», — отметили в компании «Пирна».
Эксперимент по маркировке пива и других отдельных видов слабоалкогольной продукции начался в России 1 апреля 2021 года. В рамках эксперимента маркируется не только солодовое пиво, но и безалкогольное, а также сидр, пуаре (грушевый сидр) и медовуха.