Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Лотерейный билет — это в большей степени предвкушение выигрыша»

Как пандемия коронавируса повлияла на российский рынок лотерей

Заместитель генерального директора по устойчивому развитию холдинга S8 Capital Екатерина Тутон рассказала «Газете.Ru» о том, как повлияла на российский рынок лотерей пандемия коронавируса, какие меры компания предпринимает для борьбы с цифровыми мошенниками, и какой объем средств поступает в бюджет РФ от продажи лотерейных билетов «Столото».

— Расскажите, пожалуйста, стали ли россияне на фоне кризиса, вызванного пандемий, проявлять больше интереса к лотереям?

— В первую волну пандемии коронавируса мы столкнулось с заметным падением продаж не только в офлайне, но и в онлайне. Согласно исследованию GfK, даже на самом последнем этапе первой волны, когда практически ограничения уже были сняты, 63% населения России говорило, что отказываются от игры в лотерею в период неопределенности.

Здесь нет ничего необычного: лотереи — не предмет первого спроса, ровным счетом, как и другие развлечения. Потребитель решает, что лучше в такое время купить продукты питания и оплатить ЖКХ — на первое место выходят базовые потребности по пирамиде Маслоу, связанные с безопасностью.

При этом, в отличие от российского ритейла, где покупатели достаточно легко переключились на онлайн-платформы, наш офлайн-потребитель с очень большой неохотой переходил в «цифру»: за первую волну мы смогли перевести из офлайна в онлайн около 1% клиентов.

Осенью 2020 года мы провели большое исследование клиентского опыта и увидели, что это связано с разными паттернами поведения — по сути дела, это просто очень разные люди. Офлайновому игроку важно иметь физический билет, бумагу, на которой он будет зачеркивать цифры, к тому же он не доверяет онлайн-транзакциям. Более 90% специализированных розничных точек продаж лотерейных билетов были закрыты уже в первую волну, поэтому участники, которые привыкли каждую неделю покупать билет «Русского лото» в какой-то конкретной точке, просто физически не могли это сделать.

Когда мы поняли, что аудитории оказались очень разными, мы также сконцентрировались на том, чтобы расширить пользовательский опыт тех клиентов, которые привыкли к офлайну. Мы активно развивали сервисы, которые более близки таким участникам — это взаимодействие по почте, бесконтактная доставка, все, что может позволить взаимодействовать с нами проще и удобнее, но при этом продолжать участвовать в лотереях именно с помощью бумажных билетов.

— А сейчас спрос начал восстанавливаться?

— Да, мы видим, что спрос уже восстанавливается. Участники государственных лотерей себя чувствуют значительно более комфортно. Сейчас наша стратегия на 2021 года предусматривают нормализацию ситуации за счёт цифровой трансформации бизнеса и Digital. Развитие этих направлений помогает нам уже сегодня распространять более половины всех лотерейных билетов в стране — через мобильное приложение и сайт. А также наращивать объем целевых отчислений от лотерейной деятельности в бюджет РФ.

— На что идут целевые отчисления и сколько они составляют?

— Государственные лотереи являются значимым источником пополнения бюджетов разных уровней РФ с целью финансирования социально значимых объектов и мероприятий, в том числе мероприятий по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва. Таким образом, внося соразмерный вклад в улучшение качества жизни россиян.

За 2020 год целевые отчисления в бюджет РФ от продажи лотерейных билетов «Столото» (входит в холдинг S8 Capital Армена Саркисяна) составили в 2,382 млрд руб. Таким образом, общий объем целевых отчислений на конец 2020 год составил 14,961 млрд руб. против 12,579 млрд рублей. На конец 2020 года общий объем отчислений и сборов в бюджеты разных уровней РФ (включая целевые отчисления) от лотерейной деятельности превысил 29,662 млрд руб. против 22,984 млрд руб. на конец 2019 года.

Для сравнения, в рамках распоряжения правительства РФ от 23 января 2021 года №129-р, на финансирование строительства объектов для занятия физкультурой и спортом в 2021 году будет направлено 2 млрд руб. Уверены, что целевые отчисления в бюджет РФ от продажи лотерейных билетов «Столото» за 2020 год в размере 2,381 млрд руб., внесут соразмерный вклад в реализацию Стратегии развития физической культуры и спорта и улучшение качества жизни россиян.

— Могли бы вообще составить портрет среднестатистического россиянина, что из себя представляет, который играет в лотерею? И кто чаще выигрывает?

— В государственных лотереях участвует почти каждый третий житель страны – с севера на юг от Нижневартовска до Крыма, с запада на восток от Калининграда до Иркутска. Исторически самыми активными участниками государственных лотерей являются жители Татарстана, Краснодарского края, Башкортостана, выигрывают больше всего призы от 600 тыс. руб. также в этих первых двух регионах и в Свердловской области. По статистке «Столото», мужчины чаще становятся победителями, но у женщин более крупные выигрыши.

— Им нужнее может быть?

— Технологии лотерейных розыгрышей похожи во все мире, проверены десятилетиями и построены на математической вероятности, поэтому все выигрыши абсолютно случайны и выигрышную комбинацию не знает никто.. То, что мы видим, опять же по статистике нашей, каждую неделю появляются около 20 новых миллионеров. И на сегодняшний день уже более 6 000 участников лотерей выиграли свыше 1 млн руб., а один участник выиграл миллиард. Обладателями крупных призов становятся люди самых разных профессий. Это и врачи, учителя, военные, домохозяйки, пенсионеры, предприниматели.

— То есть можно стать миллионером, выиграв в лотерею?

— Если удача вам улыбнется, конечно. Каждую неделю в стране появляется около 20 новых миллионеров – удача ведь с ними.

— Иногда бывают такие ситуации курьезные, освещаются в СМИ, что победитель не приходит за миллионным выигрышем. Часты ли эти случаи? Какие еще бывают такие вот подобные истории?

— Участники государственных лотерей, в своём большинстве обращаются за выигрышем, тем более, что для этого достаточно времени. Срок обращения за выигрышами в розничные точки распространения составляет 1 000 дней с даты проведения тиража. Общий срок обращения для получения выигрышей через лотерейный центр — порядка 3,5 лет с даты проведения тиража.

Например, по итогам новогоднего розыгрыша «Русского лото», который прошел в первый день 2021 году, появился 581 миллионер и на сегодняшний уже объявилось 99% победителей.

При этом, конечно, бывают случаи, когда за выигрышем не обращаются, например, забывают проверить свой билет. Вот недавний интересный случай произошёл с жителем Твери, выигравшим более 330 млн руб. в «Спортлото «4 из 20». Победитель не выходил на связь более 3-х месяцев. У «Столото» нет обязательства по розыску победителей, однако если за крупным выигрышем победитель не обращается в течение долгого времени, мы стараемся привлечь его внимание через СМИ. Совместно с федеральными и региональными СМИ мы призывали всех жителей Твери еще раз проверить свои билеты и приехать в лотерейный центр «Столото» на оформление выигрыша. Спустя пару недель, Владимир Фатеевич обратился за выигрышем.

Отметим, что выигрыши выплачиваются всем победителям государственных лотерей, обратившимся за ними в установленные сроки. Все невостребованные выигрыши перечисляются в бюджет по истечению срока исковой давности (3,5 лет с даты проведения тиража) по каждому тиражу.

— А вот этот победитель, которого все разыскивали, не было известно, почему он не приходил за выигрышем? Он не знал, что он выиграл?

- Он знал. Сказал, что были какие-то небольшие проблемы со здоровьем. Он собирался поехать в лотерейный центр в Москве, потому что выплата крупных выигрышей от 15 000 рублей в соответствии с Федеральным законом N 115 осуществляется только после проведения идентификации победителя. И крупные выигрыше свыше 600 тыс. оформляются в лотерейном центре в Москве.

— То есть он просто не мог приехать по причинам личного плана?

— Он просто не верил в свою удачу, и просто даже с нами не связывался. Поэтому мы стали его разыскивать, и только когда мы уже обратились в СМИ, вот тут он уже поверил, что все по-настоящему, что он действительно выиграл. Это, кстати, знаете, очень часто победителей захлестывают различные эмоции, они не могут поверить, когда они видят сумму крупного выигрыша. Но это необязательно миллионные выигрыши, есть и небольшие выигрыши, но тоже регулярные. В среднем ежемесячно выигрывает около 14 млн билетов.

— Недавно были исследования о том, что участилось количество мошеннических попыток прикинуться официальными сайтами лотерей. Какие самые интересные схемы, необычные может быть, были выявлены в ходе этого исследования? Как в этой ситуации себя обезопасить?

- Вы знаете, да, действительно сегодня мошенники именно диджитальные — это беда любого популярного, крупного цифрового сервиса. И мы, конечно, ставим безопасность участников лотереи во главу угла. Особенно в период массового перехода в онлайн, который сопровождается активно нарастающими новыми видами мошенничества. Работа по регулярному мониторингу, блокированию и предотвращению мошенничества под видом государственных лотерей ведется компанией в режиме 24 часа в день, 7 дней в неделю и 365 дней в году. C начала 2019 года было обнаружено и заблокировано более 8500 мошеннических ресурсов под видом государственных лотерей – это почтовые адреса, рассылающие фишинговые письма, фейковые аккаунты, группы в соцсетях и новостные страницы «двойников».

Мы призываем участников государственных лотерей проявлять бдительность, и помнить , что невозможно выиграть в лотерею, если вы не покупали лотерейный билет – это первое золотое правило. А второе, о чем мы говорим всегда — так это о том, что государственные лотереи никогда не просят участников переводить какие-либо деньги для получения выигрыша.

— То есть надо не забывать про бдительность... У «Столото» есть партнеры среди многих крупных сетей, ритейлеров...

— Вы знаете, «Столото» надежный партнер малого и среднего бизнеса, только в этом сегменте мы создали более 10 000 рабочих мест. Мы являемся, конечно, одним из крупных партнеров федерального ритейла в 85 субъектах России с распространением в более чем 100 000 точек продаж, в 45 000 из которых можно получить выигрыш. В числе партнеров по распространению лотерей — Почта России, «Пятерочка», «Перекресток», «Магнит», и тд.

— А потенциал для роста именно лотереи, он существует еще? Все охвачено уже?

— Знаете, потенциал для роста существует всегда. И такой зоной роста для нас была цифровизация по итогам 2020 года. Потому что на сегодняшний день уже более 50% билетов продаются в онлайне с помощью сайта или мобильного приложения «Столото». И мы сегодня считаем, что наша модель довольно устойчива, потому что в пандемию, например, в первую волну, около 90% точек продаж лотерейных билетов были просто закрыты. И, например, участники, которые привыкли к типографским лотерейным билетам, просто не могли выйти из дома и приобрести их. Поэтому сегодня на этом пути развития мы сделали большой шаг вперед. Сегодня мы считаем, что наша модель очень устойчива.

— А целевая аудитория как-то изменилась на фоне цифровизации? Может, более молодая аудитория заинтересовалась лотереями? Люди же молодые любят все цифровое...

— В гослотереях участвует в среднем каждый третий житель России – это как офлайн, так и онлайн участники, и их портреты сильно отличаются. Для нас принципиально важно с каждым работать максимально адресно. Пандемия дала дополнительный импульс уже запущенным ранее у нас процессам цифровизации, и сегодня уже более 60% билетов продается онлайн. Но при этом мы не забываем про офлайн игроков и работаем над расширением точек продаж и точек выплата выигрышей.

Осенью 2020 года мы провели большое исследование клиентского опыта и увидели, что офлайновому игроку важно иметь физический билет, бумагу, на которой он будет зачеркивать цифры, к тому же он не доверяет онлайн-транзакциям. Более 90% специализированных розничных точек продаж лотерейных билетов были закрыты уже в первую волну, поэтому участники, которые привыкли каждую неделю покупать билет «Русского лото» в какой-то конкретной точке, просто физически не могли это сделать.

Когда мы поняли, что аудитории оказались очень разными, мы также сконцентрировались на том, чтобы расширить пользовательский опыт тех клиентов, которые привыкли к офлайну. Мы активно развивали сервисы, которые более близки таким участникам — это взаимодействие по почте, бесконтактная доставка, все, что может позволить взаимодействовать с нами проще и удобнее, но при этом продолжать участвовать в лотереях именно с помощью бумажных билетов. Но расти нам и развиваться еще есть куда, потому что, если мы окунёмся во времена СССР и вспомним феномен той эпохи - замечательную лотерею «Спортлото», которой в прошлом году исполнилось 50 лет, то тогда в лотереях участвовало 70% населения страны. А страна в те времена была значительно больше...

— А кого вообще можно считать конкурентами для лотерей? Онлайн-казино?

— В России лотерейная деятельность четко разделена с азартными играми, которыми является казино. Лотереи в России даже регулируются отдельным законом №138, который четко отделяет их от азартных игр. А в пандемию мы как раз увидели, что мы конкурируем не с онлайн-казино, а конкурируем с такими сервисами, как, например, онлайн-кинотеатры, игры. Потому что более молодая аудитория привыкла потреблять развлекательный контент. Мы считаем, что для нас на самом деле самыми основными конкурентами являются самые обычные развлекательные сервисы, которые потребляют практически все.

— Таким образом, лотерея воспринимается сейчас не как способ быстрого обогащения, а скорее как времяпрепровождение?

— Бесспорно. И более того, лотерейный билет на самом деле в большей степени – это предвкушение выигрыша. Потому что в основном то, что мы видим, опять же по исследованиям и по пользовательскому опыту, самое главное – это желание вот этих эмоций. Покупка лотерейного билета дает возможность пережить вот эти яркие эмоции, ожидание выигрыша. А уже дальше случится с вами крупный выигрыш или нет – это зависит только от удачи.

Новости и материалы
На западе Украины произошли взрывы в районе военного аэродрома
ФНС ликвидировала лейбл Miyagi
В Киеве раздались взрывы
Овечкину после перелома ноги пожелали вернуться еще в более лучшей форме
Актер «Глухаря» лишился денег на лечение рака из-за мошенников
Citroen C3 Aircross оказался одним из самых небезопасных авто в мире
В Петербурге возбудили дело после сожжения шалаша Ленина
В США забили тревогу из-за решения по производству самолетов-истребителей
Подростку ампутировали палец после неудачного визита в военный музей под Калининградом
Локомотив грузового поезда врезался в спецмашину в Хабаровском крае
В США раскрыли, что ярко свидетельствует о провале Украины на фронте
Российским заключенным разрешат носить пижамы, легинсы и шарфы
ВТБ назвал главные схемы мошенничества в «черную пятницу»
WSJ узнала, кому Трамп предложил возглавить министерство финансов США
Генсек НАТО хочет убедить Трампа не уступать России
Доля российских удобрений на рынке Европы рекордно выросла
Посетитель ночного клуба признался диджею в любви и откусил ему ухо
Названы уязвимые к российским холодам автомобили
Все новости