Безубыточность новых проектов по добыче нефти в России на суше начинается при цене Brent выше $40 за баррель. Это дороже, чем на Ближнем Востоке, но дешевле, чем в США и странах СНГ, говорится в проспекте эмиссии акций крупнейшей в мире компании по добыче и экспорту сырья Saudi Aramco.
Эта оценка приведена накануне размещения ценных бумаг компании. Saudi Aramcо решила опубликовать данные о полной себестоимости добычи нефти в разных странах.
Оценку проводил консультант — компания IHS Markit. Она считала безубыточную цену нефти (breakeven costs), то есть ту стоимость, при которой добыча на проекте является допустимо рентабельной. Цена нефти должна покрывать все производственные издержки компании и учитывать уплачиваемые налоги. Затраты на проект рассчитывались на горизонте освоения месторождения на срок до 2030 года.
Дешевле всего добыча обходится Саудовской Аравии. В стране она возможна даже при цене нефти марки Brent ниже $10 за баррель. В пределах до $30 за баррель окупается добыча в соседних с ней ближневосточных странах — Кувейте, Ираке, ОАЭ и Иране.
По расчетам IHS Markit, безубыточная цена добычи нефти для новых нефтяных проектов на суше в России в среднем составляет около $42 за баррель в пересчете на стоимость нефти сорта Brent. Для российских морских проектов этот показатель составляет около $44.
При этом дороже, чем в России, добыча нефти обходится в Казахстане (это $46/51), на сухопутных проектах в США ($49), в Анголе и Таиланде (около $50), в Азербайджане, Индии и Китае ($55–60).
Как отмечал ранее замминистра энергетики Павел Сорокин в интервью принадлежащей Демьяну Кудрявцеву газете «Ведомости», себестоимость российской нефти сегодня составляет $25 и меньше, все остальное в цене — это налоги.
«Страна постепенно переходит к освоению более дорогих запасов. Это означает, что себестоимость будет расти и налоговая система под это должна подстраиваться. Если вчера и сегодня $25 за баррель было достаточно, чтобы развиваться, то для освоения запасов завтра при цене на нефть ниже $60–70 этого уже не хватит», — говорил Сорокин.
Согласно данным Росстата, полная себестоимость российской нефти (в фактических ценах, без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) во втором квартале 2019 года составила 2508 руб. за баррель. Это $31,9 по среднему курсу квартала.
Налоги в нефтяной отрасли в России на самом деле одни из самых высоких в мире, и тенденции к их снижению пока не наблюдается, отметил в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов.
К тому же, например, в Саудовской Аравии добыча нефти максимально простая, напоминает эксперт.
«В Западной Сибири, например, скважины на месторождениях максимально обводнены. То есть выработки быстро заполняются грунтовыми водами, так как это весьма болотистая территория. И на откачку воды из скважин приходится тратить средства, которые тоже учитываются в цене добываемой нефти. В Восточной Сибири на относительно новых месторождениях есть другая проблема – вечная мерзлота, поэтому для добычи нефти компаниям приходится возводить много дополнительной инфраструктуры», — поясняет Суверов.
Налоговая нагрузка на нефтяные проекты в России очень высокая, так что государство предоставляет стимулы для развития новых месторождений в удаленных регионах или ввода в разработку трудноизвлекаемых запасов, говорила принадлежащему Григорию Березкину изданию РБК директор по консалтингу в сфере регулирования ТЭК Vygon Consulting Дарья Козлова. Без льгот себестоимость добычи с учетом налогов на таких месторождениях может превышать текущий уровень цен в $60–65 за баррель, указывает она.
Так, нефтегазовые налоговые льготы в 2019 году достигли почти 1,6 трлн руб. Это рост на триллион по сравнению с 2016 годом, следовало из данных Минфина.