Расходы на нацпроекты в России с 2019 по 2024 годы составят 25,7 трлн рублей. Это следует из проектных паспортов, опубликованных на сайте правительства.
На реализацию национальных проектов из федерального бюджета будет выделено 13,158 трлн рублей, 7,515 трлн рублей — из внебюджетных источников. Расходы региональных бюджетов оцениваются в 4,9 трлн руб.
Самым дорогим оказался план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. На него будет выделено 6,348 трлн руб. Следующий по «дороговизне» - нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». На него направят 4,779 трлн руб.
Расходы на нацпроект «Экология» - 4,041 трлн руб., на нацпроект «Демография» — 3,105 трлн руб., на проект «Здравоохранение» — 1,725 трлн руб., на проект «Цифровая экономика» — 1,634 трлн руб., на проект «Жилье и городская среда» — 1,066 трлн руб.
Остальные проекты стоят дешевле триллиона. На нацпроект «Международная кооперация и экспорт» потратят 956,8 млрд руб. «Образование» и «Наука» оценены в 784,5 млрд руб. и 636 млрд руб. соответственно. В 481,5 млрд рублей обойдется развитие малого и среднего предпринимательства.
Самыми недорогими стали нацпроекты «Культура» — 113,5 миллиарда и «Производительность труда и поддержка занятости» - 52,1 млрд рублей.
Напомним, нацпроекты были сформированы на основе майского указа президента. Национальными целями развития до 2024 года были названы рост численности населения, повышение ожидаемой продолжительности жизни, рост доходов, снижение уровня бедности в два раза и вхождение России в топ-5 мировых экономик. Для их выполнения и были сформированы национальные проекты. Чиновники обещали, что по итогам их реализации россияне увидят «реальные и скорые» изменения.
Чтобы войти в топ-5 ведущих экономик мира (по паритету покупательной способности), рост ВВП должен быть на уровне или выше мирового. По данным МВФ, рост мировой экономики в 2018 году составил 3,7%, тогда ВВП России вырос, по данным Росстата, только на 2,3%.
Росстат в специальном комментарии к первой оценке ВВП пояснил, что наибольшее влияние на рост индекса оказали отрасли «Добыча полезных ископаемых», «Торговля оптовая и розничная», «Транспортировка и хранение» и «Строительство». Кроме того, экспорт рос темпами, опережающими прирост импорта, — 6,3% против 3,8%.
Эксперты скептически отнеслись к новым данным Росстата, в котором недавно сменился руководитель, и назвали их манипулированием цифрами. Дело в том, что расхождение со всеми ранее сделанными прогнозами, ни один из которых не превышал 2%, оказалось слишком высоким.
В этом году темпы роста замедлятся, ожидают эксперты и правительство. Прогноз Минэкономразвития – плюс 1,3%. Одна из главных причин – повышение НДС с 18% до 20%. Ведомство считает, что затем экономический рост разгонится до трех и более процентов, именно благодаря нацпроектам.
Кроме того, как заявил во время Гайдаровского форума на сессии «Россия и Мир: национальные цели развития и глобальные тренды» глава Минэкономразвития Максим Орешкин, задача выхода экономики РФ на темпы роста в 2021 году на уровне 3% осложняется внешними рисками.
Судя по тому, что самый дорогостоящий проект, связанный со строительством инфраструктуры, именно ее улучшение должно помочь экономическому росту в России. Суммарно на проекты, связанные с инфраструктурой, запланировано 25% от общего объема, подсчитали в Промсвязьбанке. Это важный и нужный проект для нашей страны, не спорят аналитики.
«Россия при её огромной территории и удаленности друг от друга и от крупных городов многих важнейших производственных объектов, остро нуждается в ускоренном развитии транспортной инфраструктуры. При этом отсутствие эффективной сети автомобильных дорог приводит к гораздо более высокой, чем в других странах, доле логистической составляющей в конечной себестоимости продукции. По мере развития транспортной инфраструктуры доля неэффективных операционных расходов в цене любого продукта, производимого в стране, будет снижаться», - говорит аналитик «Финам» Алексей Коренев.
Кроме того, развитие дорог позволит создать значительное количество новых рабочих мест, а также запустить деловую активность в смежных отраслях - например, в строительстве, добавляет он.
Однако, вне зависимости от возможного эффекта от проектов, связанных со строительством дорог, сроки их очень часто и неоправданно сдвигаются, а окончательные расходы в несколько раз превосходят первоначальные сметы, указывает Алексей Калачев.
Как отмечает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал, эффективность нацпроектов не зависит от того, сколько средств на них выделено. Их успех зависит от эффективности менеджмента и от освоения средств.
В частности, есть риск, что часть денег пойдет не на развитие направлений, на которые выделены деньги, а на разработку различных дорожных карт, проектов, на поиски исполнителей и на другие статьи расходов.
По словам старшего аналитика «БКС» Сергея Суверова, национальные проекты будут способствовать ускорению экономического роста, но инфраструктурные проекты в целом очень долго окупаются.
Он также отмечает, что позитивный эффект от их реализации будет нивелирован тем, что нацпроекты будут профинансированы за счет роста налоговой нагрузки на россиян. Она будет способствовать замедлению роста экономики.
«Ориентировочный срок утверждения конкретных проектов - конец 2019 года. Пока продолжается подготовительная работа; учитывая, что по многим проектам половину или даже больше финансирования планируется привлечь из внебюджетных источников - это длительный и сложный процесс», - говорит Владимир Тихомиров, главный экономист BCS Global Markes.
Впрочем, на разгон инфляции расходы на нацпроекты вряд ли повлияют. По словам Сергея Суверова, рост цен будет сдерживать низкая потребительская активность.