Грандиозная авантюра: как открыли Суэцкий канал
Открытие Суэцкого канала: историческая онлайн-трансляция
Иллюстрация с конвоем судов в Суэцком канале, опубликованная в Париже в 1868 году
L'Illustration, Journal UniverselНа этом мы завершаем нашу историческую онлайн-трансляцию. Хорошего вечера!
Другой конкурентный проект с российским участием - Международный транспортный коридор «Север-Юг», представляющий собой многорежимную сеть морских и железнодорожных маршрутов. Этот 7200-километрового транспортный коридор должен связать Индийский океан и Персидский залив с Россией и Северной Европой через Иран. О концессии договариваются Индия, Иран и России. Стороны ищут более дешевую и короткую альтернативу традиционному маршруту через Суэцкий канал.
Россия несколько лет назад объявила о желании конкурировать с Суэцким каналом и развивать Северный морской путь. По планам Минтранса должно быть увеличение грузопотока по этому маршруту до 80 млн тонн к 2024 году.
Через Суэцкий канал проходят ежедневно примерно 50 судов. Сборы обеспечивают Египту ежегодный доход в $5 млрд. Он стал основным источником дохода Египетского бюджета. В августе 2014 года Египет объявил о плане по углублению канала и созданию новой 22-мильной дополнительной полосы. Стоимость проекта ориентировочно составляет $ 8,5 млрд. Египетские власти утверждают, что после реконструкции в 2023 году доход от канала удвоится.
Автомобильный мост через Суэцкий канал, 2017 год
DepositphotosСейчас Суэцкий канал бесшлюзовый судоходный канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное моря. Зона канала считается условной границей между двумя материками, Африкой и Евразией. Это кратчайший водный путь между Индийским океаном и акваторией Средиземного моря Атлантического океана. Самый короткий альтернативный маршрут длиннее на 8 тыс. км.
Панама, унесшая миллионы франков и жизни 20 тысяч строителей, стала синонимом катастрофы во французском языке. Канал был построен только в 1914 году, уже не французами, а США.
В декабре 1893 года в Париже состоялся суд на организаторами панамского строительства. Фердинанда Лессепса приговорили к пяти годам тюрьмы, но приговор никто не спешил приводить в исполнение. Фердинанд Лессепс скончался в 1894 году в 89 лет в своем парижском доме.
В 1876 году он на международном географическом конгрессе в Париже поддержал проект некоего Гогорца о строительстве Панамского канала. Он и возглавил компанию по строительству, которая велась по тому же финансовому принципу, что и Суэцкий Канал. Но рыть Панамские скалы оказалось труднее, чем песчаную почву Суэцкого перешейка. Компания обанкротилась
Что же касается виконта, то Лессепс остался верен идеям Сен-Симона и строительством одного Суэцкого канала не успокоился.
В 1975 году кораблям, наконец, разрешили покинуть канал. Только два судна смогли уйти самостоятельно, остальные пришлось буксировать.
На этот момент 15 судов из разных стран были пришвартованы в середине канала у Большого Горького озера. Они оставались там восемь лет, получив прозвище «Желтый флот», по цвету заносящих их песков пустыни.
Суэцкий канал, 1956 год
И.Артюхов и В.Орлов/ТАССВ июне 1967 года после Шестидневной войны Суэцкий канал был закрыт правительством Египта из-за большого количества мин и затопленных кораблей.
В конфликт включился и СССР, поддержав националистическое движение Абделя Нассера.
Это спровоцировало Суэцкий кризис обострения отношений между Египтом, Англией, Францией и Великобританией.
Египет был отстранен от управления каналом и участия в прибылях. После оккупации в 1882 году Египта английскими войсками канал стал главной британской военной базой на Ближнем Востоке вплоть до 1951 года, когда Египет национализировал канал.
Под контролем Великобритании оказалось 44% акций. В 1880 г. египетское правительство оказалось вынужденным продать и свое право на 15% прибыли от Суэцкого канала.
Переход через Суэцкий канал, 1935 год
APВ 1875 году премьер-министр Великобритании Дизраэли купил у хедива Исмаила 176 602 акции компании за 4 млн. фунтов стерлингов.
Большую часть акций приобрели французы, турки и Махмет Саид.
Согласно первоначальным условиям этого договора, египетское правительство должно было получать 15% валовой прибыли от судоходства по каналу, а через 99 лет после сдачи канала в эксплуатацию он должен был стать собственностью Египта.
Огромные расходы на строительство канала осложнили экономическое положение Египта.
Итальянское судно «Бельведер» в Суэцком канале, 1935 год
APВручая Лессепсу этот подарок в золотой шкатулке, украшенной лаврами и гербами Лондона и Лессепсов, лорд-мэр сказал: «Мы запишем сегодня ваше имя в книгу наших почетных граждан рядом с именами Ричарда Кобдена и Георга Пибоди – людей, дела которых, подобно вашим, были мирны и не запятнаны кровью».
А лорд-мэр торжественно вручил ему в Гайд-Холле диплом на звание почетного гражданина столицы Англии.
Англия, обвинявшая в 1859 году Лессепса в мошенничестве, в 1870 году преподнесли ему золотую медаль принца Альберта и большой крест Индийской звезды.
В 1886 году Бартольди создал новую версию для Нью-Йоркской гавани, известную всему миру как Статуя Свободы.
В 1869 году, когда строительство близилось к завершению, французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди пытался уговорить Лессепса и египетское правительство позволить ему установить его скульптуру «Египет, несущий свет Азии» на берегу Средиземного моря у входа в канал. Он предлагал поставить огромную (90 футов высотой) статую женщины, облеченной в традиционную одежду египетских крестьянок с факелом в руке, служащим одновременно и маяком. Проект остался нереализованным.
В 1869 году, когда строительство близилось к завершению, французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди пытался уговорить Лессепса и египетское правительство позволить ему установить его скульптуру «Египет, несущий свет Азии» на берегу Средиземного моря у входа в канал. Он предлагал поставить огромную (90 футов высотой) статую женщины, облеченной в традиционную одежду египетских крестьянок с факелом в руке, служащим одновременно и маяком. Проект остался нереализованным.
Премьера оперы «Аида» состоялась только 24 декабря 1871 года в Каире. Существует легенда, по которой Айвазовский уговорил Верди продолжить работу над «Аидой», привезя композитору свои зарисовки канала и собранные песни феллахов.
Иван Айвазовский. Вечер в Каире. 1870
Wikimedia CommonsНо не успел к открытию Суэцкого канала и в Каирском оперном театре, строительство которого также было приурочено к этому случаю, вместо нее поставили «Трубадура».
Но в 1870 году, познакомившись со сценарием «Аиды», композитор заинтересовался и дал свое согласие.
В 1868 году, накануне торжеств по случаю открытия канала, египетский хедив предложил Джузеппе Верди написать оперу на национальный египетский сюжет. Премьеру предполагалось приурочить к открытию театра в Каире. Верди отклонил неожиданный заказ.
Сцена из оперы на музыку Верди «Аида» в Большом театре СССР, 1957 год
Борис Рябинин/РИА «Новости»«И вот на берегах Египта зазвучала песня о «матушке Волге», о «тёмном лесе», о «чистом поле» и понеслась по волнам, осеребрённым луною, ярко светившей на рубеже двух частей света…», - вспоминал художник.
«Чтобы сократить время, пассажиры русского парохода устроили импровизированный вокальный концерт: г-жа Киреева, обладая прекрасным голосом, приняла на себя обязанности запевалы, стройный хор подхватывал… », - писал он.
А еще художник оставил занятные воспоминания о первой встрече русской песни и египетской пустыни: «Когда русский пароход входил в Суэцкий канал, шедший впереди его пароход французский сел на мель, и пловцы принуждены были переждать, покуда тот снимется. Эта остановка длилась часов пять…»
В Египте же были начаты картины «Суэцкий канал», «Вечер в Каире».
Айвазовский оказался первым в мире маринистом, написавшим Суэцкий канал. Там он начал картину «Караван в оазисе. Египет», которую закончил в 1871 году.
Иван Айвазовский. Набережная восточного города. 1852
Wikimedia CommonsПраздновалось открытие канала неделю. И обошлось хедиву Исмаилу, по некоторым данным, 28 млн франков.
Россию представлял посол в Константинополе Николай Игнатьев, прибывший в Порт-Саид на клипере «Яхонт». Среди почетных гостей, приглашенных на церемонию открытия Суэцкого канала, находились директора Российского общества пароходства и торговли (РОПиТ) Николай Чихачев и Николай Сущев. Приехали художник Иван Айвазовский и писатель Владимир Соллогуб.
На открытие канала прибыли французская императрица Евгения, принц Мюрат, вице-король Египта хедив Исмаил, император Австро-Венгрии Франц-Иосиф, наследный принц Пруссии, принц Генрих Нидерландский, принц Людвиг Гессенский, генерал Банко — председатель комиссии по иностранным делам сената США, вождь Сахарской Рифской Республики Абдель Кадер, послы ряда европейских держав.
Свежий морской бриз развевал разноцветные флаги и вымпелы. Гремела музыка, воздух вздрагивал от грохота салютов.
Торжественное открытие Суэцкого канала, 1869 год
Wikimedia CommonsМногочисленные турецкие, египетские, австрийские, французские, русские, итальянские, шведские, датские, испанские фрегаты, яхты, почтовые и пассажирские пароходы выстроились в гавани Порт-Саида по обеим сторонам широкого четырехсот метрового канала.
15 ноября началось торжественное открытие канала.
Предстояла, таким образом, другая задача – добиться изменения закона; однако, так как французы уже привыкли смотреть на дело Лессепса как на свое национальное дело, а также благодаря влиянию бывшего дипломата и благодаря деньгам компании, в 1868 году палаты с оппозицией всего в восемь голосов дали согласие на выигрышный заем.
Чтобы добыть остальные две трети, оставалось одно средство – выигрышный заем. Но это запрещалось французским законом, а между тем французский денежный рынок был единственным местом, где имели спрос бумаги компании.
Несмотря, однако, на видимый успех предприятия и вполне определившуюся возможность его окончания, финансово компании потерпела неудачу, и заем был оплачен лишь на треть.
Новые средства решено было добыть новым займом в 100 миллионов франков.
За два года до этого первоначальный капитал компании в 200 миллионов франков уже был исчерпан, исчерпались и суммы, полученные от Египта за нарушение условий контракта.
К концу 1867 года, чтобы закончить канал, предстояло сделать выемку в сорок миллионов кубических метров, и так как каждый месяц предполагали извлекать два миллиона, то открытие канала было назначено на октябрь 1869 года.
К концу 1865 пустынный перешеек оживился, повсюду проходили почта и телеграф, в Порт-Саиде было семь тысяч жителей, в его гавани перебывало 1800 судов под пятнадцатью флагами. Оставалось прорезать Серапеум, Шалуфский вал и двинуться к Суэцу.
В июле 1864 года третейский суд под руководством Наполеона III рассмотрел дело и вынес решение о том, что Египет должен выплатить компании Суэцкого канала компенсацию – 38 миллионов франков полагалось за отмену подневольного труда египетских феллахов, 16 миллионов франков за строительство канала с пресной водой и 30 миллионов франков за изъятие земель, предоставленных компании Суэцкого канала прежним правителем.
В 1863 году Саид умирает и на его место приходит Исмаил-паша, который требует пересмотреть условия сотрудничества. Двоюродная племянница Лессепса Евгения была замужем за французским императором и это позволило заручиться поддержкой Наполеона III.
Стройка продолжалась непрерывно три года до тех пор, пока не вмешалась Британия. Лондон надавил на Стамбул, а турецкий султан на Махмед Саида. Все остановилось и компании грозил полный крах.
Рабочие взялись за заступы, плотину постепенно взрыли, и вода хлынула в бассейн озера под гром музыки и пальбу арабов.
«От имени его высочества Магомета-Саида, – объявил Лессепс, – повелеваю, чтобы воды Средиземного моря были впущены в озеро Тимсах, и призываю Божию милость».
К осени 1862 года были готовы 68 верст канала. Оставалось восемь верст до озера Тимсаха, их прорыли к середине ноября. Наполнение озера водою было торжественным. Из Каира приехали почетные гости, кругом толпились пестрые массы рабочих и верблюды в красных попонах, с музыкантами на спине. Это было 18 ноября 1862 года.
На Средиземном море, где начинался канал, в буквальном смысле слова из ничего возник Порт-Саид. Он построен на молу, защищающем канал от ила. Длина мола 7 км (это самый длинный мол в мире). Оттуда 25000 рабочих ездили к рабочим площадкам на юг, пока к 1863 г. не был сооружен специальный канал с пресной водой, который позволил, наконец, разбить лагеря по всему маршруту.
Столкнувшись с острой нехваткой рабочих рук, Лессепс и компания Суэцкого канала изменили стратегию и только тогда начали использовать несколько сотен паровых машин и земснарядов. Новая технология повысила производительность в последние два года строительства. Около трех четвертей канала было вырыто тяжелой техникой.
Особенно серьезные трудности возникли после того, как египетский правитель Исмаил Паша запретил использование принудительного труда в 1863 году.
Дневная норма каждого — два кубометра земли, которую в рогожных мешках или корзинах вытаскивали из русла будущего канала.
Работали посменно. Пока 25 тысяч рыли канал, другие 25 тысяч завербованных должны были двигаться в сторону канала, куда на дорогу из населенных областей Египта тоже уходил месяц.
Эта работа стоила 120 тысяч жизней рабочих. Основные работы на Суэцком канале производились египтянами, которых набирали принудительно по 50 тысяч человек в месяц.
Выемка столь большой массы грунта (75 миллионов кубических метров песка) требовала огромных трудозатрат, и сначала канал копали принудительно согнанные бедные египетские крестьяне. В конце 1861 года десятки тысяч работников использовали лишь кирки и лопаты, и дело продвигалось медленно.
«Мы живем в узкой, низменной песчаной полосе, между Средиземным морем и озером Мензалех. При малейшем ветре волны набегают на песок то с одной, то с другой стороны. Ближайшие от нас населенные местности – Дамиэтта в 60 верстах и Александрия в двух днях расстояния от будущего Порт-Саида», – писал один из европейских рабочих.
В апреле 1859 года работа уже кипела на севере перешейка. Участок был трудный. Постоянные наводнения сносили постройки и даже людей.
В шестилетний срок, в который Лессепс обещал закончить работы, построить канал не удалось. Земляные работы растянулись на 11 лет.
Был сделан новый облигационный заем в 166 666 500 франков, потом другие, так что общая стоимость канала к 1872 году достигла 475 миллионов. К 1892 году затраты оценивались уже в 576 миллионов.
200 миллионов франков, определённых по первоначальному проекту Лессепса, скоро закончились. В том числе требовались огромные траты на подкупы при дворах Саида и Исмаила, на широкую рекламу в Европе, на расходы по представительству самого Лессепса.
Англия тогда обладала самым мощным флотом в мире и контролировала морской путь в Индию через мыс Доброй Надежды. А в случае открытия Суэцкого канала через него могли бы отправлять свои малотоннажные суда Франция, Испания, Голландия и Германия, которые составили бы серьезную конкуренцию Англии в морской торговле.
Друг Лессепса барон Эдмон де Ротшильд прямо заявил: «Ты провалишься».
Премьер-министр лорд Палмерстон заявил, что планирующийся канал не что иное, как «дешевая попытка французов захватить Средиземноморье», а Лессепс «дурак и мошенник».
Инженер Роберт Стивенсон, построивший мост Британия, не поленился встать со своего места в парламенте, чтобы обозвать план постройки Суэцкого канала нелепым.
Англия была решительно против и в акционерный капитал компании не вступила.
Еще немного акций приобрела Австрия и Россия. Россия подписалась всего на 24 тысячи акций. Англия и США не приобрели ни одной акции, однако на их долю было оставлено 85506 акций. В целях поддержки компании хедив Саид купил оставшиеся 177 642 акций, сосредоточив таким образом в своих руках почти 44 % всех акций.
Первоначальный капитал компании составил 200 млн франков, разделенных на 400 тыс. акций по 500 франков каждая. Наибольшее количество акций было приобретено Францией —207 111.
На 10 лет компания полностью освобождалась от уплаты налогов, а затем обязывалась платить лишь 10 % налогов.
По условиям концессии акционерам полагалось 74 % прибылей, Египту — 15 %, основателям компании — 10 %. Её основной капитал равнялся 200 миллионам франков. По условиям договора, Египет предоставлял компании, которую возглавил Лессепс, право постройки и эксплуатации канала сроком на 99 лет.
Египетское правительство получило 44 % всех акций, Франция — 53 % и 3 % приобрели другие страны.
В том же году началось строительство канала, которое возглавила созданная Лессепсом Всеобщая компания морского Суэцкого канала.
После получения концессии в Египте на строительство канала Лессепс в том же 1855 году добился одобрения фирмана со стороны турецкого султана. Но только в 1859 году смог основать в Париже компанию.
Этот канал питается водою из Нила и сделан открытым и судоходным от Нила до Суэца, а к Порт-Саиду от Измаилии вода протекала по трубам.
Предполагалось и было исполнено сооружение пресноводного канала – для снабжения страны водою и как путь из Египта в Аравийский залив. Общий план этого канала походит на букву Т, если верхнюю черту этой буквы расположить в направлении от севера к югу, параллельно морскому каналу, а нижнюю обратить на запад.
В Пелузе и Суэце проектировались шлюзы и дамбы после выхода канала из шлюзов. Устройство шлюзов имело целью, во-первых, поддерживать в канале общий уровень на полтора метра выше низких вод, а во-вторых – предупреждать засорение песком. Общая выемка земли исчислялась в 74 миллиона кубических метров, из них 17 сухой и 57 из-под воды.
Общая длина его предполагалась 150 километров, ширина по водной поверхности 100 метров и несколько уже в разрезах валов. Глубина на всем протяжении одна – 6,5 метра ниже уровня низких вод Средиземного моря.
Направление канала определилось так. Начало у Суэца – прямо на север, затем – поворот на северо-запад к Горьким озерам. Канал идет по их бассейну без откосов, но в сваях. Выходя отсюда, он прорезает вал Серапеум, озеро Тимсах, порог Эль-Гиср, проходит через озеро Биллах и восточную часть Мензалеха и, наконец, у Пелузы соединяется с морем.
Согласно другой версии, Фердинанд увлекся каналом после знакомства с сенсимонизмом. Ведь помимо пространных идей об общем равенстве и благоденствии Сен-Симон предлагал для объединения людей во всем мире и две конкретные — строительство Суэцкого и Панамского каналов.
Кроме проекта Лепера, существовали также более поздние проекты строительства канала Талабо и братьев Барро. Главным недостатком обоих было их направление через Нил – правда, не по руслу, а наперерез, – однако и в этом случае предстояла надобность регулировать капризное течение Нила. Лессепс решил развить идеи Лепера о прямом морском сообщении.
Он убеждает Мехмета Саида в том, что осуществление этого начинания поставит его в один ряд с фараонами древности, Александром Великим, Цезарем, Наполеоном I и другими величайшими людьми, считавшими соединение Средиземного и Красного морей делом чрезвычайной важности.
15 ноября 1854 года Фердинанд Лессепс представляет на рассмотрение Мехмета Саида записку о Суэцком канале. Лессепс описывает историю начинаний, призванных соединить Средиземное море с Красным.
И тут очень вовремя египетский вице-король Мехмета Саида приглашает его в Каир.
Иван Айвазовский. Сцены из каирской жизни. 1881
Wikimedia CommonsВ 1849 году он получает назначение в Италию. И там тоже блестяще проявляет себя, справляясь с урегулированием множества конфликтов, порожденных вхождением австрийских войск в Папскую область, столкновением между итальянскими революционерами, возглавляемыми Джузеппе Гарибальди, и французским экспедиционным корпусом. Но после краха во Франции Второй республики и учреждением Второй Французской империи Лессепс остается не удел.
Лессепсу приходится разрешать сложнейшие ситуации, связанные с конфликтами между испанскими республиканцами и испанскими монархистами.
В 1842 году его направляют со сложнейшей дипломатической миссией в Испанию.
Также Фердинанд Лессепс помогает примирению Египта с Турцией. После Александрии Фердинанд Лессепс получает дипломатическое назначение на Мальту.
Лессепс, как свидетельствуют современники, сохранял полное хладнокровие. Он превратил свое консульство в амбулаторию. Ухаживая за больными, он постепенно преодолевает панику. И становится героем Египта.
В 1832 году он назначается консулом в Александрии. Здесь он проводит семь лет. Особую известность Фердинанд получает в связи с александрийской чумой. Чума эта была очень свирепой.
Племянник служит сначала под началом дяди, а потом оказывается в Тунисе — там, где служил и умер его отец. Из Туниса Фердинанд Лессепс переезжает в Египет.
К дипломатической службе Жан Батист Лессепс стал приучать своего племянника Фердинанда Лессепса в Барселоне.
В разгар Великой Французской Революции Лессепс был французским генеральным комиссаром по торговым делам в России и находился в дружеских отношениях с императором Александром1. После начала войны 1812 года с Наполеоном ему приходится бежать из Петербурга. Захватив Москву Наполеон назначает Лессепса ее генерал-интендантом. Но и после падения Наполеона французы предложили России Лесепса своим посланником, но в Петербурге отказались.
В составе команды двух фрегатов – «Астролябия» и «Буссоль», под общим начальством графа Лаперуза он совершил переход до Петропавловска-Камчатского. В сентябре 1787 года он высадился на Камчатке и начал собственный одиночный переход по суше в Петербург, куда добрался спустя два года. По дороге он создал краткий словарь языков камчадалов, коряков, чукчей и ламутов и написал путевой очерк.
Дядя Фердинанда Лессепса, оказавший большое влияние на племянника, Жан Батист Варфоломей Лессепс прославился своими дипломатическими авантюрами еще в конце 18 века.
Первым из известных истории Лессепсов был Бертран Лессепс — капитан придворной стражи, оказавший помощь Генриху Наваррскому, будущему королю Франции Генриху IV. Он помог Генриху бежать из Лувра, где он оказался заперт после Варфоломеевской ночи — резни гугенотов, учиненной католиками во Франции в 1572 году.
Лессепс был из неординарной семьи.
Организатором и исполнителем проекта стал французский дипломат Фердинанд Мари, виконт де Лессепс.
Фердинанд де Лессепс
Wikimedia CommonsНо в итоге реализовало грандиозную идею вовсе не правительство Турецкой империи.
Но проект погубили не о технические или финансовые трудности, а политика. От него отказались в конце 1800 года, когда Наполеон был уже в Европе и окончательно отказался от планов завоевать Египет. Принимая 6 декабря 1800 года доклад Лепера, он сказал: «это великое дело, но я не в состоянии осуществить его в настоящее время; быть может, турецкое правительство возьмется когда-либо за него, создаст себе тем славу и упрочит существование Турецкой империи».
Достигнуть особенно значительной глубины Лепер считал невозможным; его канал был бы негоден для глубокосидящих судов. Расходы на прорытие комиссия Лепера исчислила в 30—40 миллионов франков.
По проекту Лепера он должен был идти от Красного моря к Нилу частью по старому пути, пересекать Нил близ Каира и кончаться в Средиземном море близ Александрии.
Тогда Наполеон поручил особой комиссии во главе с инженером Лепером произвести предварительные изыскания. Комиссия пришла к ошибочному выводу, что уровень воды Красного моря на 9,9 м выше уровня воды в Средиземном море, что не позволяло бы построить канал без шлюзов.
Возродить проект решил Наполеон Банапарт, во время своего завоевание Египта в 1798 году.
Жан-Леон Жером. Бонапарт в Египте. 1863 год
Wikimedia CommonsОднако в 767 г. система каналов, соединявшая Нил с Красным морем, была разрушена по приказу арабского халифа аль-Мансура.
Первое достоверное историческое свидетельство соединения Средиземного и Красного морей каналом относится к временам правления фараона Нехо II (конец VII — начало VI в. до н.э.).
Античные историки, Страбон и Плиний Старший, сообщали о том, что канал, соединяющий правый рукав Нила с Красным морем, пытались соорудить еще фиванские фараоны эпохи Среднего царства. Страбон считал, что попытка сооружения канала предпринималась чуть ли не во времена Троянской войны.
Система каналов между Средиземным и Красным морями существовала еще в древности.
Несмотря на первые сложности в первое время Суэцкий канал заработал. Он позволил водному транспорту проходить в обе стороны между Европой и Азией без огибания Африки.
Около 8 часов вечера, недалеко от Исмаилии каравану пришлось встать на якорь: пароход «Пелузий» сел на мель и загородил путь остальным кораблям. Затем стати возникать новые осложнения: оказалось, что в нескольких местах канал был чуть не вдвое мельче запланированных 8 м.
Первой двинулась яхта французской императрицы «Эгль». За ней — фрегат британского посла, а потом уже вереница разнообразных судов. Фарватер был обозначен красными бакенами.
17 ноября первые 48 кораблей с большим трудом прошли через Суэц.
Одни из первых судов в Суэцком канале
Wikimedia CommonsВ 8 часов 15 минут утра 17 ноября 1869 года Суэцкий канал впервые был открыт для судоходства.
Доброе утро, дорогие читатели. 17 ноября 1869 года был открыт бесшлюзовый судоходный канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное моря. «Газета.Ru» восстанавливает хронику событий тех дней в исторической онлайн-трансляции.