Международный валютный фонд обнародовал итоги проверки экономики Белоруссии. Хорошая новость — экономика страны восстанавливается. Рост в 2017 года составит 1,7% ВВП. То есть МВФ оставил свой предыдущий прогноз без изменений. И он кстати, соответствует прогнозу белорусского правительства.
А прогноз по ВВП на следующий год и вовсе улучшен с 1% до 1,8%.
Где ваши амбиции, батька?
По мнению фонда, рост ВВП сохранится на таком же уровне — примерно 2% — и в ближайшие годы. Но по мнению МВФ, для достижения «более высокого и устойчивого роста» Минск должен проводить и более амбициозные реформы. А выбранный властями консервативный темп реформ увеличивает риски для белорусской экономики и угрозы возвращения к «участию государства в распределении ресурсов», говорится в заключении МВФ.
Белорусские чиновники могут радоваться. МВФ обнародовал, можно сказать, комплиментарное заключение по итогам проверки.
Однако официальный Минск надеялся услышать от МВФ не комплименты и даже не привычную критику, а разъяснения о возможности получить очередной кредит.
Но в заключении МВФ о кредитах нет ни слова. При этом руководитель миссии фонда Питер Долман ранее сообщал, что остановка с выдачей кредита вызвана именно неудовлетворительным ходом экономических реформ в Белоруссии.
Не нужны мне ваши костыли
У МВФ, напомним, две ключевые претензии к Минску, рассчитывающему на финансовую поддержку. Фонд рекомендует правительству провести реформу управления государственными предприятиями, сделать госсектор более прозрачным и гибким, ограничить поддержку неэффективных госкомпаний и в итоге подготовить госсектор к частичной приватизации.
Вторая рекомендация не менее болезненная для Минска — повысить тарифы ЖКХ.
При соблюдении этих рекомендаций республика не только может выйти в среднесрочной перспективе на рост экономики в 4%, но и будет устойчивее перед грядущими «шоками» на рынках, считают эксперты МВФ.
Собственно, эти рекомендации звучат не первый год. Причем не только от МВФ. Аналогичные требования выдвигают и Всемирный банк, и Европейская комиссия.
Белорусские власти признают наличие этих проблем. Но решать их теми методами, которые предлагают международные институты, пока не готовы. Президент Александр Лукашенко при подготовке проекта бюджета на следующий год отмечал высокую долю проблемных активов в реальном секторе и признавал, что меры по оздоровлению сектора пока что носят косметический характер.
«Почему бюджет превращен в костыль для хромающих предприятий? И поток предложений от правительства по изготовлению этих костылей на уровень президента не прекращается», — возмущался Лукашенко.
Но решение проблемы глава государства видит, скорее, в том, чтобы повысить производительность труда на предприятиях и улучшить корпоративное управление. О том, чтобы закрыть убыточные заводы речи не идет. Отказываться от госсобственности, «если она нормально функционирует», Лукашенко тоже не готов.
Повышение тарифов ЖКХ — это унизительно
Еще жестче Лукашенко отвечал на предложение поднять тарифы для населения. Еще год назад он говорил о неприемлемости требований МВФ, выполнение которых является необходимым для получения кредита.
«Это унизительно не только для меня, это унизительно в отношении нашего народа, — заявил тогда президент Белоруссии. — Да, хочется получить три миллиарда дешевого кредита. Я тоже «за». Но цена совершенно неподъемная для нас и несправедливая по отношению к народу».
Повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги приведет, по мнению президента, к резкому рост задолженности населения. В итоге за рост тарифов все равно придется платить государству.
В 2009 — 2010 годах Белоруссия уже получила кредиты от МВФ на $3,5 млрд. В 2015 году Минск попросил новый кредит в размере $3 млрд на 10 лет по ставке 2,28% годовых. Однако летом этого года выяснилось, что переговоры с МВФ о новой кредитной линии снова приостановлены. До работы миссии МВФ, призванной оценить состояние белорусской экономики и платежеспособность страны.
Итог работы миссии — приостановка финансовой поддержки. Нет реформ — нет денег. Это непреложный принцип работы МВФ во всех странах. В данном случае представители МВФ дают понять, что не захлопывают дверь перед Белоруссией и готовы продолжить диалог.
Лукашенко однажды даже заявлял, что он-то лично готов к любым реформам, но главное, чтобы к ним был готов народ. «Я готов к любым реформам. Самым жестким. Жестче, чем требует Международный валютный фонд. Вопрос в другом: готовы ли вы к ним?» — цитировало президента агентство «БелТА» обращение Лукашенко к парламентариям.
По словам Лукашенко, среди некоторых граждан бытует мнение, что для выхода из кризиса и богатой жизни нужны структурные реформы. «Я обращаюсь к вам, представителям народа: спросите у каждого, готов ли он к этим реформам?» — говорил Лукашенко.
Так или иначе ,ситуация на глобальных рынках благоприятствует «батькономике». В ноябре Институт «Центр развития» провел опрос 11 экспертов (Sberbank CIB, J.P. Morgan, Центр экономических исследований BEROC и других) относительно их видения перспектив экономики Белоруссии. Если раньше консенсус-прогноз темпов прироста ВВП в 2017 году составлял 0%, то теперь он повышен до 1,7%.
Это говорит об улучшающемся самочувствии белорусской экономики после двух лет спада (на 3,8% в 2015 году и 2,6% в 2016 году). Худшее уже позади, пока не надвинется следующая рецессия, которой, однако, никто из опрошенных экспертов не ожидает, по крайней мере, до 2021 года. То есть потенциал встать на ноги и получить новый кредит на развитие от МВФ и других международных финансовых институтов у Лукашенко имеется.
За пять лет (2017 — 2021 годы) ВВП Белоруссии вырастет, согласно консенсус-прогнозу, на 10%. При этом последствия двухлетнего спада будут изжиты только к 2020 году, когда ВВП превысит докризисный уровень (2014 года) на 0,9%. Эксперты МВФ относительно перспектив экономики Белоруссии менее оптимистичны. Докризисный уровень, по их мнению, не будет достигнут даже через пять лет.