Сообщения о сбое в работе касс начали поступать с Дальнего Востока, затем проблемы докатились и до европейской части России.
По информации ФНС проблемы начались с 01:00 20 декабря 2017 года в работе контрольно-кассовой техники производителей «Штрих-М», «РР-Электро», «Тринити» и «НТЦ «Измеритель».
Сбой вынудил остановить работу части магазинов сетей «Магнит» и «Магнолия», проблемы в разных регионах возникли на сетях АЗС. В «Ашане», «Азбуке вкуса», «Ленте», «Дикси», ОБИ — сбоев не было.
Автозаправочные станции «Газпром-нефти» в России в ночь на среду столкнулись с технологическим сбоем, компания решит проблему в ближайшее время.
«На ряде АЗС произошло отключение фискальных регистраторов кассовых аппаратов при полностью исправном оборудовании. Фискальные регистраторы — это единая система учета чеков в точках продаж для контроля налогообложения. Продажи любых товаров без фискальных чеков запрещены. Причины произошедшего выясняются», — сообщили «Интерфаксу» в компании.
В X5 Retail Group (сети «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель») сообщили, что проблема затронула лишь несколько процентов кассовых аппаратов торговых сетей Х5. Перебои были зафиксированы в 04:00 мск во время открытия магазинов в Сибири. Нестабильность работы касс была вызвана ошибкой программного обеспечения контрольно-кассовой техники, которую допустил производитель оборудования.
«Поскольку X5 вместе с ФНС достаточно долго пилотировала онлайн-кассы до вступления в действие закона об их обязательном применении, в ходе этого пилотирования были проработаны варианты решения проблем и IT-специалисты Х5 оперативно нашли решение проблемы. К настоящему моменту работоспособность большинства вышедших из строя кассовых аппаратов возобновлена, оставшиеся аппараты будут перенастроены до 15:00 мск», — заявили в компании.
Российские ритейлеры недополучили порядка 2,5 млрд руб. прибыли из-за сбоя онлайн-касс, сообщил ТАСС президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров.
«Оборот, который не поступил в кассы, составил 10 млрд рублей, 2,5 млрд рублей — недополученная прибыль ритейлеров в этот день», — отметил он.
«Формально компании могут предъявить требования о возмещении убытков, поскольку оборудование должно работать исправно, и если оно выходит из строя, производитель отвечает за недостатки товара, в том числе на него может быть возложена обязанность по возмещению убытков», — отмечает Владислав Кочерин, адвокат, Управляющий партнер юридической компании «Кочерин и партнеры».
В тоже время, в данном случае, будет достаточно сложно доказать наличие убытков, поскольку трудно доказать, какой объем недополученной прибыли мог быть за период неисправности оборудования.
«Фактически нужно будет доказать, что конкретные покупатели должны были купить товары на конкретную сумму. Неконкретные требования нельзя предъявить в порядке судебного производства. Скорее всего, здесь может идти речь о досудебной претензии, которая может быть удовлетворена производителями добровольно», — резюмирует адвокат.
Ирина Мостовая, партнер компании «НАФКО-Консультанты», отмечает также, что необходимо будет доказать, что сбой произошел именно по вине производителя ККТ или ПО, используемого в работе аппаратов. В данной ситуации факт нарушения со стороны производителя не столь очевиден, поскольку нарушения, по сообщениям самих ритейлеров, произошло в работе ККТ как минимум четырех производителей.
В случае, если вина производителей не будет подтверждена, то никакого смысла взыскивать именно с них убытки не имеет. В случае, если сбой произошел, например, в результате хакерской атаки на инфраструктуру, используемую ККТ, то, опять же, шансы на то, что возмещение убытков будут осуществлять производители, минимальные, говорит она.
Владимир Старинский, управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры», полагает, что, скорее всего, ответственности никто в итоге не понесет.
«Скорее всего, сбой будет признан технической ошибкой, за которую никто не понесет ответственности. Стоит также учитывать, что речь идет больше об упущенной выгоде, доказать которую всегда сложнее, поэтому перспективы по возможной компенсации ритейлеров выглядят очень сомнительными», — считает он.
В группе компаний «Штрих-М» подтвердили, что 20 декабря, часть фискальных регистраторов производства компании «вошли в некорректный режим работы». Причины данной ситуации выясняются.
«В настоящее время 2500 центров технического обслуживания нашей компании и 20 000 сервисных инженеров по всей стране занимаются устранением последствий произошедшего сбоя. В данном случае проблема решается перепрограммированием кассы на новую версию от 20.12.2017», — заявили в «Штрих-М».
По информации компании, вся контрольно-кассовая техника, на которой было включено автоматическое обновление программного обеспечения, была обновлена и избежала данного сбоя.
«В заводском исполнении по умолчанию включен режим «автоматическое обновление», отключение производилось в ручном режиме», — говорится в сообщении.
Кроме того, в «Штрих-М» отмечают, что в сложившейся ситуации торговые предприятия вправе продолжать работу без применения контрольно-кассовой техники до устранения сбоя.
В Федеральной налоговой службе разрешили пользователям, в работе контрольно-кассовой техники которых произошел сбой, осуществлять расчеты без применения касс.
Налоговики уточняют, что после восстановления работоспособности контрольно-кассовой техники пользователи обязаны сформировать кассовый чек коррекции с общей суммой неучтенной по контрольно-кассовой технике выручки.
«ФНС России обращает внимание, что в таких обстоятельствах пользователи ККТ не привлекаются к административной ответственности, так как в соответствии частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ вины пользователей за неприменение контрольно-кассовой техники, в том числе при реализации алкоголя, нет», — указывают в ФНС.
Российские ритейлеры перешли на новое кассовое оборудование с 1 июля 2017 года. Кассы теперь оснащены специальными фискальными регистраторами (накопителями), которые в автоматическом режиме передают данные о каждом чеке в Федеральную налоговую службу.
За несколько месяцев до перехода на онлайн-кассы участники рынка фиксировали проблемы с поставкой оборудования. Всего, по экспертным оценкам, в России переоборудовали 1,2 млн единиц контрольно-кассовой техники.