Налоговые долги физических лиц и бизнеса спишут. Такие налоговые послабления пообещал президент России Владимир Путин в ходе ежегодной большой пресс-конференции, отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru» о том, что будет с налогами после 2018 года.
По словам президента, на что точно нужно обратить внимание, — это на налоги, которые не отвечают интересам граждан, бизнеса и государства в целом. Например, «капремонт, или налоговая задолженность, которая возникла на протяжении предыдущих долгих лет в силу обстоятельств», не всегда связанных с человеком, привел пример Владимир Путин. Эти задолженности касаются около 42 млн человек и составляют больше 41 млрд руб., оценил президент.
Я думаю нужно освободить людей от этих выплат»,
— сказал Путин корреспонденту «Газеты.Ru».
Он также подчеркнул, что следует то же самое сделать для индивидуальных предпринимателей. По его словам, налоговые послабления для малого бизнеса могут коснутся около 2,9 млн человек. При этом размер списанной задолженности составит порядка 15 млрд рублей.
«Человек начал бизнес, а что-то не получилось»,
— объяснил он необходимость списать задолженность с бизнесменов.
Кроме того, стоит списать налоги на «условные доходы», добавил Владимир Путин. По закону «условные доходы» появляются, когда банки освобождают от выплат кредитов или фирмы-операторы связи списывают задолженность.
«Это условный доход и на него сразу начисляется налог», — пояснил президент. При этом такие налоги абсолютно «бессмысленная вещь» и накладывают «несправедливую налоговую нагрузку», считает Путин. Задолженности по таким налогам насчитываются несколько миллиардов рублей и касаются около 3 млн человек, отметил он.
При этом Владимир Путин пообещал, что в следующем году налоговая нагрузка не вырастет. «Собственно налоги до конца 2018 года расти не будут. И в целом, по основным видам налога, это выдерживается», — заявил президент.
Эксперты позитивно оценивают обещанную бизнесу и россиянам налоговую амнистию.
«Оплату капремонта на законодательном уровне никто не отменял. Речь идет о накопленных долгах физлиц по имущественным налогам и пени, которые образовались до начала 2015 года в результате временных финансовых проблем и которые наложили на должника обременение.
Иными словами, Владимир Путин разрешил налоговым органам «закрыть глаза» на категорию самых некомфортных по взысканию долгов, которые еще неизвестно сколько времени оставались бы незакрытыми»,
— поясняет генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов.
Прощение долгов для бизнеса затронет предпринимателей, у которых бизнес не задался. Как пояснил «Газете.Ru» глава «Опоры России» Александр Калинин, они обращались ранее с предложением в администрацию президента, в котором обращали внимание на проблему с накопленной задолженностью у индивидуальных предпринимателей.
«Если бизнес не пошел, то индивидуальный предприниматель все равно должен платить страховые взносы. Учитывая кризис, сумма таких долгов накопилась немаленькая. При этом, согласно действующей сейчас схеме, если ИП не платит страховые взносы, то налоговая начисляет ему огромные штрафы, и индивидуальный предприниматель не может работать потом официально, пока не уплатит штраф.
В целом, если бизнес у старт-апа не задался, то должен быть цивилизованный механизм выхода», — объяснил предложение президента Александр Калинин. По его словам, законопроект, предоставляющий возможность получить «прощение» для ИП внесен в Госдуму и он надеется, что документ будет принят до конца этого года.
Механизм взимания налогов на вмененный доход сам по себе неплохой, но он нуждается в настройке, а не в отмене, говорит глава комитета «Деловой России» по налоговой и бюджетной политике Кирилл Никитин. «В большинстве случаев, это единственный способ взимать налоги с тех предпринимателей, чей реальный доход установить практически невозможно», — добавляет он.
По мнению Кирилла Никитина,
налоговая амнистия — прекрасная вещь, однако это явно не жест в сторону законопослушного бизнеса, поскольку он в таких послаблениях не нуждается.
«Мы, конечно, приветствуем снижение налоговой нагрузки всегда, но в первую очередь это должно быть направлено на добросовестных налогоплательщиков, — говорит он. -— Считаем целесообразным, чтобы дополнительные доходы, полученные за счет улучшения администрирования, возвращались белому бизнесу снижением ставок».
Как пояснил в свою очередь «Газете.Ru» омбудсмен Павел Медведев, предложения освободить банкротов от налогов при списании долгов перед банками высказывались уже не раз, и он рад, что президент готов пойти на эту меру.
«Сейчас получается, что человек только спокойно вздохнул, выплатив кредит, и готов начать жизнь с чистого листа, но тут выясняется, что у него огромный долг перед налоговой, новый топор висит»,
— поясняет омбудсмен.
Председатель финансового комитета Госдумы Анатолий Аксаков также соглашается, что это правильная и своевременная инициатива.
Банкротов, которые не могут выплатить долги перед банками, насчитывается около 8 млн человек, тогда как решения о личном банкротстве вынесены всего по 40 тыс., поясняет Павел Медведев. Потенциально это очень полезная инициатива, если процедура банкротства заработает в полную меру, резюмирует он.
В целом эксперты радуются обещанной президентом налоговой амнистии: вести «диалог» по-другому с налоговой невозможно.
«Спорить с налоговыми органами при наличии долгов по сути бесперспективно, поскольку сами налоговые органы ограничены сроками, установленными законодательством и внутренними регламентами, они не могут себе позволить не проводить взыскание в установленные сроки», — резюмирует руководитель правового департамента HEADS Consulting Диана Маклозян.