Расположенные в Сибири регионы России острее других нуждаются в гарантированной энергобезопасности. Любая серьезная авария зимой в регионе, где температуры зимой достигают – 30, -40 градусов, грозит тяжелейшими последствиями. При этом тепловая инфраструктура в городах крайне изношена. И требует больших вложений для решения проблемы.
В целом, вся нынешняя система энергетического рынка нуждается в реформировании. Таким был главный итог состоявшейся 12 декабря в Новосибирске межрегиональной конференции по внедрению новой целевой модели рынка тепловой энергии.
В работе форума приняли участие представители Минэнерго России, компаний — поставщиков тепла и властных структур всех регионов Сибири. Дорожную карту представлял заместитель директора Департамента развития электроэнергетики Министерства Энергетики Российской Федерации Алексей Храпков. Конференция состоялась в рамках утвержденного в ноябре Правительством России перечня мероприятий.
По оценкам участников конференции, состояние теплосетевых активов сибирских городов требует модернизации, износ оценивается в 70%, что приводит к росту аварийности и потерям тепла. Предложенная Кабмином новая модель рынка позволит привлечь необходимые для модернизации инфраструктурных объектов инвестиции, пришли к выводу эксперты. Внедрение модели будет происходить поэтапно, по согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.
В настоящее время формируется пакет подзаконных актов к «дорожной карте», в том числе, рекомендаций по расчету новых тарифов. Общественное обсуждение документа будет продолжено. Сообщается, что реформа теплоснабжения направлена на создание условий для привлечения инвестиций в эту сферу и, как следствие, на появление новой коммунальной инфраструктуры.
Согласно отчету, новая модель рынка тепла позволяет регионам и городам по-новому строить отношения между властью, энергетиками и потребителем, планировать инвестиции и тарифы на 10 лет вперед — с гарантиями для всех сторон. На конференции представители крупных энергокомпаний из Сибири и Европейской части страны заявили: другого пути модернизировать изношенное тепловое хозяйство нет.
В Сибири первопроходцем внедрения новой модели рынка тепла готовится стать Сибирская генерирующая компания. Предварительные соглашения о вхождении в федеральный пилотный проект заключены с властями Алтайского края, готовится соглашение с республикой Хакасия, идут переговоры с администрацией Кемеровской области. Тогда как в руководстве СИБЭКО признались — новосибирские энергетики пока боятся даже обсуждать эту тему. В нынешнем году тариф на тепло в Новосибирске подняли сразу на 15%, а после акций протеста решение пришлось отменить. В Сибирской генерирующей компании считают — новая модель как раз позволяет снять социальные риски и исключить резкие скачки тарифа.
По итогам конференции Ассоциация «Сибирское соглашение» выступила с предложением создать проектный офис, который станет инструментом консолидации позиций региональных органов власти и генерирующих компаний СФО по новой модели рынка тепла.
Сегодня в России 10 крупных и небольших городов уже заявили о намерении внедрять на своей территории новую модель рынка тепла.
В Новосибирске на базе ассоциации «Сибирское соглашение» решено создать проектный офис, который станет инструментом консолидации позиций региональных органов власти и генерирующих компаний СФО по новой модели рынка тепла, для анализа первых результатов реформы, чтобы новые участники пилотного проекта и федеральный центр могли учесть полученный опыт. В том, что в ближайшие годы этот опыт пригодится большинству территорий, ни у кого сомнений нет. Вопрос лишь в том, когда для конкретного города прозвенит последний звонок. Это может быть череда крупных коммунальных аварий, которая других вариантов решений уже не оставит.
Закон об альтернативной котельной Госдума приняла в июле этого года. Новой моделью рынка тепла, которую он предусматривает, заинтересовались сразу несколько крупных энергетических компаний. В Алтайском крае ее начали внедрять еще до официального вступления закона в силу, под честное слово местных властей — спасли от окончательного развала систему теплоснабжения Рубцовска.
СГК смогла вложить в капитальную перестройку теплотрасс и реконструкцию местной тепловой станции 2 млрд руб. Горожане теперь живут в теплых домах и не ждут с тревогой аварий в морозы. Помимо этого СГК готова вложить 2 млрд руб. в систему теплоснабжения в Черногорске, 5 млрд руб — в Новокузнецке и 9 млрд руб — в Барнауле.
Методикой альтернативной котельной заинтересовались власти в Кузбассе и энергетики в Центральной России. Там ее планируют внедрять сразу в 10 регионах, в частности в Воронежской области.
«Переход на новую систему ценообразования сложно недооценить. Такой подход — это понятная цена, понятный график ее достижения на долгосрочную перспективу. Все это позволяет планировать инвестиции на долгосрочную перспективу и фиксировать их в схеме теплоснабжения», — рассказал директор департамента тарифов ПАО «Квадра» Андрей Таманцев.
Он рассказал, что его компания работает в Центральном федеральном округе и просчитывает новую модель «альтернативной котельной» по всем регионам присутствия.
«Заключили предварительное соглашение с Воронежской областью по переходу на эту модель. Представители региона крайне заинтересованы, мы видим возможность апробации модели в области. Переход на новую модель тарифообразования в теплоснабжении прорабатывается с Тамбовской, Орловской, Белгородской областями», — добавил Таманцев.
По словам начальника департамента по инвестиционной политике и территориальному развитию полномочного представителя Президента РФ в СФО Ивана Гончарова, модернизация существующей тепловой инфраструктуры, которая проводится сейчас, не позволяет устранить все болевые точки. Эксперт указал, что сегодняшняя конференция — один из первых шагов на пути системной работы в округе по переходу на новую модель. При ее рассмотрении необходимо максимально учитывать интересы потребителей.
«Актуальность этой темы не требует подтверждения. При этом важно, чтобы модернизация не повлекла за собой серьезных последствий для потребителя и не создала условия для существенного роста тарифов. Возможности граждан и возможности экономики должны быть в приоритете», — сказал Гончаров.
По словам председателя исполнительного комитета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Андрея Жукова, основные системы и фонды порядка 70 лет не проходили модернизацию.
«Переход на эту новую систему рынка позволит привлечь как раз инвесторов и создать для них модели инвестиционной привлекательности, чтобы они за счет новой предельной цены могли рассчитать период возврата инвестиций. Тема особенно актуальна для Сибири, где высокий процент износа теплосетей и суровые климатические условия», — пояснил специалист.
Директор по тарифообразованию СГК Екатерина Косогова пояснила, что важна не цена, а то, что за эти деньги получает потребитель.
«Проекты, которые мы предлагаем — это замещение неэффективных теплоисточников, и что важно для Сибири — это экология. И самое важное — это надежность теплоснабжения, что не всегда удается сейчас», — сказала специалист.
Косогова отметила, что их компания готова осуществить инвестпроекты в Новокузнецке, Кемерове, Барнауле и в других городах Сибири, предполагаемая сумма инвестиций превышает 30 млрд рублей.
«Основная проблема при внедрении новой модели — недоверие сторон. В Рубцовске мы нашли взаимопонимание с властью и поверили друг другу. Главное, должно прийти осознание того, что в конечном счете получает потребитель за установленную цену — это качественные услуги, повышение надежности всей тепло- и энергосистемы», — пояснила специалист.
Алексей Храпков, в свою очередь, сообщил о создании прогрессивной системы ответственности единой теплоснабжающей организации перед потребителями.
«Если сегодня есть факт недопоставки тепловой энергии, то потребитель ее просто не оплачивает и сам дальше разбирается — что ему делать, если летом нет горячей воды. Сейчас потребители задумываются: зачем проводить мероприятия по энергосбережению, если потом все равно увеличится платеж. Новая модель гарантирует потребителю, что все, что он сэкономит, останется у него. У него не будет роста тарифа, если он сократит потребление», — отметил Храпков.
По его словам, бюджетных средств, выделяемых на модернизацию теплосетей и ТЭЦ, созданных еще в 70-х годах прошлого века, явно недостаточно.
«Ответом на текущую ситуацию стали изменения в федеральный закон «О теплоснабжении» № 279-ФЗ, внесенные в июле 2017 года. Распоряжением правительства от 29 ноября текущего года утверждена «дорожная карта» по внедрению передовой модели рынка тепловой энергии. В ней более сорока первоочередных мероприятий», — указал Храпков, отметив, что переход осуществляется на добровольной основе — по совместному решению региональных и муниципальных властей, а также генерирующих компаний.
Представитель федерального ведомства обратил особое внимание на то, что с переходом на принцип «альтернативной котельной» в разы повышается ответственность теплоснабжающих организаций перед органами местного самоуправления и конечным потребителем.
«Сегодня практически отсутствуют стратегические инвестиции в отрасль, а бюджет не может нести ту долговую нагрузку, которая сформирована на поддержание в работоспособном состоянии отрасли теплоснабжения. В такой обстановке наиболее эффективный способ решения проблем — это привлечение инвесторов. Инвестор приходит и восстанавливает то качество систем, которое требуется для надежного и бесперебойного теплоснабжения», — резюмировал Храпков.
Итоговая резолюция конференции, отражающая позицию теплогенерирующих компаний и руководства регионов СФО, будет направлена в Минэнерго России.