Точечный дефицит полувагонов, на который осенью пожаловались производители соли, хлеба, щебня, а также потребители угля, стал поводом для ряда предложений от Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Их принятие может кардинально изменить структуру рынка железнодорожных перевозок и сделать ФАС его главным регулирующим органом, чего служба добивается уже не первый год. Однако это противоречит основной функции ФАС – способствовать развитию конкуренции.
В конце ноября ФАС подготовила проект распоряжения Правительства РФ, в котором, в частности, обозначила необходимость снижения ставок на предоставление вагонов не менее, чем на 12% от текущего уровня. При этом речь идет о регулировании операторского рынка, который сейчас сосредоточен в частном секторе и который формировался в начале 2000-ых годов с целью демонополизации в сфере предоставления вагонов.
С похожей инициативой ФАС выступила и в ходе совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева, которое прошло в начале декабря, говорит собеседник «Газеты.Ru», знакомый с деталями обсуждений.
По его словам, ФАС активно лоббирует идею введения госрегулирования доходности операторов (вагонная составляющая в железнодорожном тарифе) с тем, чтобы ее рост не превышал темпов инфляции. Но это выглядит странно, удивляется он, ведь основная функция ФАС сводится к поддержанию на рынке конкуренции, а не в ценовом регулировании.
Действительно, ФАС неоднократно заявляла, что собственники вагонов завышают цены на свои услуги, однако операторы ссылаются на крайне низкий уровень доходности в 2013-2015 годы, который не позволял им обслуживать даже лизинговые платежи, тогда как текущие ставки сформированы под влиянием рыночных факторов. Рост ставок возобновился в 2016 году и продолжился в 2017 (до 1400-1500 руб. за полувагон в сутки), однако это совпало с общемировым ростом цен на сырьевые товары.
К примеру, только в 2016 году цены на энергетический уголь увеличились вдвое, а за три квартала 2017 года увеличение составило 50% для энергетического угля и 90% - для коксующего. В то же время увеличилась и стоимость нового подвижного состава в 2017 году на 30%. Растут также расходы на содержание парка. Например, стоимость цельнокатаных колес только за этот год выросла на 80%.
Среди других предложений службы – создание так называемого резервного парка, наличие которого, по мнению ФАС, позволит решить проблему с вывозом груза в период подготовки к отопительному сезону, когда спрос на вагоны особенно высок.
Эту идею глава ФАС Игорь Артемьев обозначил в октябрьском письме к премьер-министру Дмитрию Медведеву, поводом для которого стали многочисленные жалобы от грузоотправителей зерна, соли, щебня, рыбы, а также потребителей угля на нехватку вагонов. Операторы, ОАО РЖД и ряд министерств отмечали, что проблема носит локальный характер, связана с повышением отправок сырьевых грузов на экспорт и списанием грузовых вагонов, а уже к концу года ситуация должна выправиться. Кроме того, необходимо учитывать ограниченные возможности железнодорожной и портовой инфраструктуры, её неспособность реагировать на пиковые нагрузки.
Однако ФАС решила вмешаться в рынок, активно лоббируя идею покупки новых вагонов на баланс ОАО РЖД или ее «дочки» - «Федеральной грузовой компании» (ФГК). Интересен тот факт, что ФАС больше года вело дело в отношении ФГК на предмет ее доминирующего положения на рынке, по этой же причине отказало в покупке «УВЗ-Логистик». А теперь ФАС, которая ещё недавно обвинила «дочку» РЖД в монополии, самостоятельно хочет нарастить ее парк и сделать самым крупным игроком на операторском рынке, завуалировав это под необходимость вывоза социально значимого груза.
По мнению генерального директора исследовательского агентства Infranews Алексея Безбородова, резервный парк полувагонов, на формировании которого настаивает Федеральная антимонопольная служба, вообще вряд ли будет когда-либо создан, тем более – в ближайшее время. «Это прекрасно понимает, в том числе, и генеральный директор РЖД Олег Белозеров. Это проблема ряда подотраслей, вроде соляной», — подчеркнул Безбородов в интервью «Газете.Ru».
Еще одна давняя мечта ФАС – выход операторов на биржу вагонов в рамках запущенной РЖД в апреле 2017 года Электронной торговой площадки (ЭТП), спрос на которую сейчас отсутствует. Механизм распределения вагонов через торговую площадку имеет право на существование и может применим при спотовых сделках. При этом сегодня единственным участником ЭТП является пока ФГК. Другие операторы не видят целесообразности сотрудничать с ЭТП, в том числе из-за высоких комиссий и жестких штрафных санкций, которые впоследствии усилят давление на грузоотправителей.
Пока это не очень смущает ФАС, которая надеется увеличить число операций на бирже путем введения повышенной платы за порожний пробег вагонов, если они предоставляются не через ЭТП.
Идея развития ЭТП не нова, ФАС весь 2016 год занималась созданием так называемого Совета рынка, который должен был регулировать коммерческую инфраструктуру по предоставлению вагонов и на базе которого планировалось создание ЭТП. При этом служба рассчитывала стать ответственной за нового регулятора. Но, когда правительство РФ делегировало эту функцию Минтрансу, ФАС достаточно быстро «охладела» к Совету рынка, после чего создание органа было отложено на неопределенный срок.
«Любой загон – коммерчески необоснованный, а даже и обоснованный, но силовой – он неразумен и неэффективен. Подобно тому, как если бы Минпромторг обязал «Магнит» и «Пятерочку» покупать продукцию только в «Утконосе». Честно говоря, думаю, перспективы у ЭТП такие же, как и у резервного парка. ЭТП пока далека от совершенства. Но я думаю, в ближайшее время появятся приемлемые для всех участников рынка торговые площадки», — подчеркнул Безбородов.
Текущие инициативы ФАС не остались без внимания – все они вошли в перечень поручений по итогам совещания у Дмитрия Медведева. Однако утвержденный премьер-министром документ предполагает начало конструктивного диалога регуляторов с участниками рынка перевозок.
«ФАС не будет в дальнейшем лоббировать эти инициативы, — уверен Безбородов. — Это ведомство хорошо резким и ярким озвучиванием своих неожиданных идей. Однако, затем, как правило, дальше первичного объявления они не идут».