Самая популярная в мире криптовалюта биткоин в среду обновила исторический рекорд, перешагнув очередную тысячную отметку и выйдя за пределы $13 тыс. Биткоин весь ноябрь штурмует новые высоты, двигаясь темпами свыше $1000 в неделю. Еще 13 ноября курс составлял $6366,73, а уже через пять дней пробил отметку в $8 тыс., а в декабре стал даже наращивать обороты, прибавив с начала месяца уже $2 тыс. Капитализация биткоина уже превысила $200 млрд.
На этом фоне в России власти продолжают обсуждать механизмы того, как взять под контроль рынок криптовалют. С очередными идеями выступило Министерство финансов.
Замглавы ведомства Алексей Моисеев заявил в среду журналистам, что в настоящее время готовится законодательная база, направленная как на регулирование непосредственно самих криптовалют, так и на технологии их получения и обращения.
Он также не исключил возможность введения налога на майнинг, уточнив, что это может быть сделано как в рамках законопроекта, так и в виде специального налога.
В документе, пояснил Моисеев, «будет дано правовое понятие реестрам, валидаторам, майнерам и всем прочим».
«Будет написано про регулирование ICO, и будет написано, что майнинг — это предпринимательская деятельность, а раз это предпринимательская деятельность, значит, ее можно совершать только юрлицам и ИП, и соответствующее — в зависимости от организационно-правовой формы — будет налогообложение», — рассказал замминистра.
Эксперты данную инициативу расценивают неоднозначно.
Предложение ввести налог на майнинг преждевременно, сейчас статус криптовалют не определен, поэтому не очень понятно, как будут применяться правовые нормы, регулирующие такие операции. Это создаст большие проблемы на практике, отмечает руководитель налогового департамента BMS Law Firm Давид Капианидзе.
В целом, мы поддерживаем налоговое обременение майнинговой деятельности как предпринимательской, сказал основатель криптобанка Wirex Павел Матвеев. Однако, по его словам, «необходимо будет разделить деятельность по поддержке работоспособности сети в зависимости от протоколов: PoS, PoW».
Непосредственно налог можно ввести сразу после закрепления определения майнинга, что скорее всего будет сделано в первой редакции закона о криптовалютах, ориентировочно летом 2018, добавил он.
Вопрос в том, кто и как будет следить за объемом «намайненного», и, что самое интересное, учитывая большую волатильность котировок криптовалют, по какому курсу и на какую дату будет фиксироваться налогооблагаемая база, обращает внимание член экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологиям при Госдуме, учредитель АНО «ПравоРоботов» Никита Куликов.
Без проработки данных вопросов данное предложение так и может остаться предложением, поэтому сомневаюсь, что оно как-то повлияет на рынок, отмечает эксперт.
Непонятно, как будет осуществляться контроль за майнерами, обращает внимание Валентина Дрофа, генеральный директор КА Drofa и ICOPR Agency.
«Если я физическое лицо и дома майню на своем компьютере, ко мне кто-то придет, чтобы проверить? Или будет отслеживать потребление электроэнергии?» — задает она вопросы.
Те, на кого возложена регуляторная функция, к сожалению, часто мало разбираются в самом вопросе, подчеркивает Дрофа.
«Хочется спросить: тот, кто пишет закон о майнинге, майнил хоть раз?», — говорит эксперт.
Еще одной громкой инициативой, о которой рассказал Моисеев, является введение уголовного наказания за расчеты в криптовалютах.
«Конституция декларирует, что средством расчета на территории РФ является рубль, из этого следует, что нельзя рассчитываться ни в чем другом. Если у вас мало рублей, вы можете продать ваш биткоин за рубли и за рубли купить в LavkaLavka пирожок. Но прийти и оплатить биткоинами вы не можете, это конституционный принцип», — подчеркнул замминистра.
Наказания за нарушения, по его словам, будут предусмотрены разные, преимущественно административные.
Уголовное наказание может быть предусмотрено и за создание финансовой пирамиды или эмиссию криптовалюты для замещения рубля, чтобы избежать уплаты налогов.
Соответствующие поправки, согласованные с ЦБ РФ и правоохранительными органами, в будущем будут внесены в КоАП и Уголовный кодекс.
В своих законодательных инициативах Минфин не только предлагает ограничивать и регулировать рынок криптовалют, но и защищать инвесторов в ICO путем легализации смарт-контрактов.
«Будет запрещено оборот устраивать вот этих вот токенов в любом формате, кроме как сдача обратно их эмитенту. Но с другой стороны, смарт-контракт будет иметь юридический формат, поэтому если человек, который купил эти токены, будет считать, что его обманули, он будет иметь возможность получить распечатку с печатью и подписью от какого-нибудь депозитария, как сейчас по электронным ценным бумагам, и пойти в суд», — сказал Моисеев.
Со стопроцентной гарантией застраховать инвесторов от потери инвестиций невозможно, они так и останутся высокорискованными. В результате какого-то форс-мажора можно потерять все вложения, полагает основатель криптобанка Wirex.
По его словам, запрет оборота токенов никак не защищает самих инвесторов от рисков, но при этом снижает привлекательность проекта, который будет соблюдать подобное правило.
Токены покупают, чтобы затем продать их на бирже с выгодой в несколько сот процентов, а этим положением снижается интерес со стороны спекулянтов, которые держат огромное количество криптовалюты, добавляет Матвеев.
По словам Моисеева, концепция законопроекта о регулировании цифровых технологий в финансовой сфере в целом согласована и может быть представлена до конца 2017 года.