Декабрь Банк России начал с новых отзывов лицензии. Как говорится в сообщении Центробанка, посвященном отзыву лицензии у банка «Евростандарт» (по данным Центробанка, на 1 ноября текущего года по величине активов эта кредитная организация занимала 539-е место в российской банковской системе), бизнес банка был ориентирован на проведение «теневых» валютно-обменных операций, «не отражавшихся в бухгалтерском учете».
В частности, в ноябре ЦБ установил факт хищения из кассы банка крупной суммы денег (объем этой суммы ЦБ не уточняется). При этом существенное снижение размера капитала банка произошло из-за доформирования необходимых резервов на возможные потери под фактически отсутствующие активы. В результате возникли основания для проведения мер по предупреждению несостоятельности и реальной угрозы интересам кредиторов и вкладчиков, отмечает ЦБ.
Также в деятельности банка прослеживались признаки недобросовестного поведения руководства и собственников. В частности, банк проводил сделки, направленные на вывод ликвидных активов с ущербом для интересов кредиторов и вкладчиков. При этом руководство банка не пустило представителей Центробанка в кассовые помещения для проведения проверок.
В данный момент в банке «Евростандарт» назначена временная администрация до момента назначения конкурсного управляющего или ликвидатора. Полномочия исполнительных органов кредитной организации приостановлены.
Банк «Новопокровский» (как сообщает ЦБ, на 1 ноября текущего года по величине активов эта кредитная организация занимала 208-е место в российской банковской системе), как пишет регулятор, «не соблюдал требования законодательства и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В частности, кредитное учреждение своевременно не предоставляло информацию в уполномоченный орган по операциям, «подлежащим обязательному контролю».
Бизнес-модель кредитной организации была ориентирована на агрессивное привлечение денежных средств населения и их размещение в активы неудовлетворительного качества.
Кроме того, как пишет ЦБ, в деятельности банка «Новопокровский» прослеживались признаки недобросовестного поведения руководства и собственников, выражавшиеся в осуществлении «схемных» операций для уклонения от исполнения требований надзорного органа о формировании резервов на возможные потери, адекватных принимаемым рискам.
Так же, как и к банку «Евростандарт», Банк России неоднократно применял в отношении банка «Новопокровский» меры надзорного реагирования, включая введение ограничения на привлечение вкладов населения. Но это не помогло.
В данный момент в кредитном учреждении назначена временная администрация до момента назначения конкурсного управляющего или ликвидатора. Полномочия исполнительных органов кредитной организации приостановлены.
Оба банка являются участниками системы страхования вкладов.
«Страховое возмещение выплачивается вкладчику в размере 100% суммы всех его счетов (вкладов) в банке, в том числе открытых для осуществления предпринимательской деятельности, но не более 1,4 млн рублей в совокупности. Сумма, не компенсированная страховкой, будет погашаться в ходе ликвидации банка в составе требований кредиторов первой очереди (для счетов ИП, открытых для осуществления предпринимательской деятельности, — в составе третьей очереди). По банковскому вкладу (счету) в иностранной валюте страховое возмещение рассчитывается в рублях по курсу Банка России на 4 декабря 2017 года», - пишет Агентство по страхованию вкладов (АСВ) в сообщении, посвященном отзыву лицензий у этих банков.
Как обещает агентство, выплаты вкладчикам банков начнутся не позднее 18 декабря 2017 года. «Для оперативного приема заявлений граждан и максимально быстрых выплат им компенсаций по вкладам АСВ намерено использовать банки-агенты», - отмечается в сообщении АСВ. Банки-агенты станут известны не позднее 8 декабря.
При этом, нынешние отзывы лицензий у банков, явно не последние. В результате кампании, которую начал ЦБ в 2014 году, после прихода Эльвиры Набиуллиной на пост главы Банка России, с рынка ушло уже более 300 банков. «Мы абсолютно точно намерены довести процесс до конца. Для себя мы оцениваем этот срок в два-три года», — предупредила тогда глава ЦБ.