По легенде, объявления для первого выпуска газеты «Из рук в руки» в 1992 году были собраны сотрудниками редакции со столбов, заборов и гаражей. Их труды не пропали зря, и через несколько лет издание стало настоящим «хитом».
«Годовым тиражом газеты «Из рук в руки» можно 200 раз обернуть планету Земля или 20 раз проложить путь до Луны (общая длина годового тиража газеты «Из рук в руки» составляет 8 млн км; длина экватора — 40075,696 км, а расстояние до Луны — 384 400 км)», — до сих пор написано в российской Википедии.
Основатель холдинга «Пронто Медиа» Леонид Макарон продал 12% акций в 2006 году компании Trader Media East (TME, принадлежит турецкой медиагруппе Dogan Yayin) за $100,9 млн, что соответствует оценке всего холдинга в $841 млн. По итогам 2006 года выручка TME составила $158 млн, EBITDA — $54 млн.
Никто из участников рынка масс-медиа не знал, что этот год был одним из последних благополучных периодов в жизни печатных изданий. Дальше случился глобальный экономический кризис, а затем электронные ресурсы начали уничтожать бизнес «бумаги».
В 2015 году «Пронто Медиа» преобразовал структуру, став исключительно интернет-холдингом. Газета «Из рук в руки» в столице была закрыта, региональные издания переданы на франшизу, а головной офис полностью сконцентрировался на развитии онлайн-продуктов.
«Помню, в марте мне не раз задавали вопрос: как же так — я закрыл легендарную газету? Сейчас можно сказать: да, закрыл, и благодаря этому мы продлили жизнь издания в регионах, расширили географию присутствия, укрепили бренд на региональном уровне и стали активнее наращивать обороты в диджитал. Игра стоила свеч», — писал в августе 2015 года в колонке для «Секрета фирмы» Николас Дадиани, который был тогда гендиректором «Пронто Медиа».
Он ушел из компании в июне 2016 года, на его место был назначен Михаил Карт, ранее работавший в «Пронто Медиа» финансовым директором. Газета «Ведомости» писала, что Дадиани разошелся с акционерами во взглядах на дальнейшее развитие компании. Продвижение холдинга должно быть более агрессивным, считает он, но акционеры отказались выделять на это необходимые средства.
«Акционеры убеждены в необходимости и целесообразности финансирования продвижения продуктов холдинга, в том числе и на ТВ, но любые инвестиции должны быть своевременными», — говорил Михаил Rарт.
В 2014 году оборот холдинга по всем проектам составил 2,5 млрд рублей (около $80 млн), приводится данные на сайте «Пронто Медиа». И дела пошли не в гору, а под гору.
В сообщении, которое было опубликовано 23 ноября, TME сообщает, что на 30 сентября 2017 года общая консолидированная выручка составила $5,8 млн, а убыток составил $19,6 млн, «из которых большая часть потерь» приходится на «Пронто Медиа».
Для сравнения. Выручка у портала объявлений Avito за 9 месяцев этого года составила 11,225 млрд руб. ($193,5 млн), увеличившись на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Скорректированная EBITDA выросла на 56% и достигла 6,789 млрд руб. ($117 млн).
TME начал искать, кому бы продать «Пронто» с его двумя порталами. В августе этого года «Коммерсант» писал, что порталы Irr.ru и Job.ru выставлены на продажу, и называл цену в $5 млн.
Это крайне небольшая сумма, если сравнивать со сделками в данном сегменте. Например, в феврале 2016 года Mail.ru Group продал рекрутинговый портал Headhunter консорциуму инвесторов во главе с «Эльбрус Капитал» за 10 млрд рублей ($139 млн).
Покупателя найти не удалось, и сейчас Trader Media East принял решение закрыть цифровые проекты «Пронто Медиа». В официальном сообщении для Лондонской биржи отмечается, что конкурентоспособность холдинга оставалась ниже ожидаемой.
«Дочерняя компания Trader Media East, Pronto Media Holding приняла решение прекратить операции в диджитал-сегменте в соответствии с решением совета директоров PMH от 22 ноября», — заявили в компании.
После того, как будет закрыт портал «Из рук в руки», в России останется несколько региональных выпусков газеты. Некогда успешнейший бизнес де-факто перестал существовать.