В Брюсселе 24 ноября состоится саммит «Восточное партнерство», организованный Евросоюзом. Приглашены лидеры шести государств — Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украины, которые участвуют в программе адаптации своих политических и экономических систем к нормам Евросоюза.
«На днях лечу на саммит «Восточного партнерства», — уже заявил СМИ президент Украины Петр Порошенко. Приглашение на саммит приняли также остальные лидеры.
Лукашенко не хочет злить Кремль
Не летит в Брюссель только белорусский лидер Александр Лукашенко. И в этом отказе — главная интрига предстоящего саммита.
Пока шесть стран демонстрируют разную способность к интеграции с европейским Западом. Украина и Грузия — почти готовые кандидаты на вступление в Евросоюз. По крайней мере, они туда хотят.
В Молдавии ситуация 50 на 50. Президент Игорь Додон сразу после избрания зачастил в Москву и заявляет о желании вступить в Евразийский союз. Но общественность расколота. И склоняется, скорее, к Европейскому союзу. Все три страны уже имеют безвизовый режим с ЕС.
А вот с Белоруссией и Арменией все сложно. Обе страны являются членами Евразийского экономического союза, политического и экономического антагониста Европейскому союзу. Армения вступила в Евразийский союз не в последнюю очередь по политическим причинам: гарантом ее безопасности в вооруженном противостоянии с Азербайджаном выступает Россия.
У Белоруссии проблема не с безопасностью. Белоруссия является соучредителем Евразийского союза (вместе с Россией и Казахстаном), а на пару с Россией образует еще и Союзное государство. Но какой должна быть внешняя политика Белоруссии, Лукашенко может с Москвой и не советоваться. Так, он не поддержал Россию даже в таком значимом для Кремля деле, как ответное эмбарго на ряд продовольственных товаров из Европы.
Он от бабушки ушел и от дедушки ушел
При этом Белоруссия готова получать финансовую поддержку со стороны Брюсселя. Это недвусмысленно дал понять накануне саммита министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей. Он возглавит белорусскую делегацию на саммите в Брюсселе вместо Лукашенко.
В интервью Financial Times Макей заявил, что его страна не хочет зависеть ни от одного «центра силы»: ни от Вашингтона, ни от Брюсселя, ни от Москвы.
К такой позиции белорусов толкает нужда. В прошлом году экономика этой страны ушла в минус на 2,6%. Приходится жить в долг. Из средств Евразийского фонда стабилизации и развития Белоруссии было выдано кредитов более чем на $3 млрд. Белоруссия также лидирует по кредитам, которые были предоставлены ей напрямую Россией, минуя фонд. А это долг еще на $6,5 млрд.
При этом и денег из единого евразийского котла и российского бюджета все равно недостаточно. Минск хочет кредитоваться везде, где можно, в том числе у МВФ. Переговоры с МВФ, впрочем, были приостановлены. Республика отказалась, в частности, повышать тарифы на коммунальные услуги до себестоимости. МВФ решил, что в этом случае Белоруссия не сможет обслуживать кредит.
Две скорости, два кошелька
А вот для того, чтобы сблизиться с Евросоюзом, Минск пошел на кардинальный шаг. Был объявлен безвизовый въезд в аэропортах на пятидневный срок для граждан 80 стран мира. И теперь Белоруссия готовится к вхождению в Шенгенскую зону. С 1 января 2019 года белорусам начнут выдавать чипированные биометрические паспорта, аналогичные европейским.
Евросоюз тоже не жалеет усилий, желая восстановить отношения со всеми соседями из Восточной Европы, в том числе и с Белоруссией, хотя еще недавно осуждал Лукашенко за политические репрессии. Не скупится ЕС и на финансовую помощь.
«Минску могут выделить по итогам этого саммита до 136 млн евро. Это немного, учитывая, что всего Евросоюз зарезервировал 15,4 млрд евро под программу «Восточное партнерство — 20 ожидаемых достижений в 2020 году: фокусируясь на главных приоритетах и реальных результатах», — пояснила «Газете.Ru» Анна Баженова, научный сотрудник Института Центральной и Восточной Европы (Польша).
Но ЕС всегда подчеркивает, что готов гибко формировать финансирование в зависимости от того, насколько участник программы «Восточного партнерства» реализует взятые на себя обязательства.
Предполагается, что на саммите будут узаконены «две скорости» для реализации программы. А ее участников разделят пополам. Более «скоростная» группа — это Грузия, Украина и Молдавия. Остальным — Армении, Белоруссии и Азербайджану — разрешат прийти к финишу позже.
Эксперт дает понять, что ЕС может выделить больше средств, если та же Белоруссия или Украина возьмется успешно решать главную проблему текущего периода, а это проблема безопасности на внешних границах ЕС. Она считается ключевой из тех 20 программ, которые европейские партнеры намерены решить к 2020 году. «ЕС преимущественно фокусируется на улучшении способности стран-партнеров противодействовать организованной преступности, нелегальной торговле оружием и киберпреступности, на защите критической инфраструктуры, а также на усилении способности реагировать на региональные химические, биологические, радиобиологические и ядерные инциденты», — говорит Баженова.
Иными словами, ЕС готов раскошелиться, чтобы иметь на периметре европейских границ благополучные государства. С предсказуемой политической системой и устойчивой экономикой. Еврокомиссия и Евросовет не пожалеют средств и на развитие гражданского общества.
Белорусский пармезан воюет за свободу
Присмотрят за Минском и, если захотят, добавят средств на расширение прав и свобод граждан. Например, в Белоруссии не отменена смертная казнь, и к высшей мере ежегодно приговаривают до пяти человек.
Минск готов обсуждать и эту проблему, уверен Юрий Шевцов, директор Центра проблем европейской интеграции. Но эксперт напоминает, что вопрос о смертной казни Белоруссия выносила на референдум 1995 года вместе с другими вопросами, касающимися, например, союза с Россией и статуса русского языка. Отменить итоги референдума просто так не получится. Хотя наложить мораторий на применение смертной казни, не нарушая закона, скорее всего, возможно. И официальный Минск вполне бы устроил такой механизм решение проблемы смертной казни, такой же, как в России.
Отказ Лукашенко от поездки на саммит в Брюссель, похоже, означает, что он не готов демонстративно ссориться с Москвой. Либо его не устраивает цена вопроса. По мнению Шевцова, Лукашенко согласился бы принять участие в саммите, если бы еврочиновники и евродепутаты пошли ему на встречу в таких чувствительных сферах, как, например, снижение пошлин на белорусские продукты (в первую очередь, молоко и молочные продукты, мясо и мясные изделия).
Конкуренция на российском рынке в этих категориях продуктов усиливается, и Белоруссии срочно требуется диверсифицировать рынки сбыта.
Кроме того, Белоруссия добивается гарантий на сбыт электроэнергии в странах Евросоюза. В 2019-2020 годах будет достроена белорусская АЭС, а устойчивых потребителей для излишков электроэнергии у АЭС нет.
Наконец, белорусская экономика нуждается в длинных и дешевых европейских кредитах. Этого ей не могут обеспечить ни Москва, ни Китай.