Россия в обход руководства Интерпола разместила информацию о генеральном директоре инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Уильяме Браудере в разделе международного розыска, сообщает издание The Guardian.
По данным британским СМИ, Москва использовала лазейку, которая позволяет странам в одностороннем порядке размещать людей в своей базе данных для запроса ареста. Сам Браудер уже сказал, что Министерство внутренней безопасности США предупредило его по электронной почте о произошедшем и приостановило его право открытого въезда в США.
Браудер обвинил власти РФ в том, что в своем «политическом» преследовании руководства фонда Hermitage они «грубо нарушают все правила и нормы, принятые на Западе». По словам британца, ранее Россия трижды требовала международную полицию выдать приказ о задержании Браудера, но Москва не смогла убедить организацию в том, что у нее нет политических мотивов.
В первой половине октября представитель Генеральной прокуратуры России Александр Куренной заявил, что ведомство добилось выплаты 1,4 млрд рублей с «дочки» британского банка HSBC по делу Браудера.
«Арбитражный суд республики Калмыкия 4 октября получил исполнительный лист, по которому взыскана в субсидиарном порядке с банка «Эйч-эс-би-си Банк (РР)» задолженность в размере 1,4 млрд рублей, образовавшаяся перед российскими бюджетами всех уровней», — сказал Куренной.
По его словам, через «Эйч-эс-би-си Банк (РР)» (дочерний банк британского HSBC) транснациональная преступная группа под руководством Браудера осуществляла вывод из России незаконных активов за рубеж.
5 октября нижняя палата канадского парламента приняла аналог «акта Магнитского». Это закон, который преследует российских чиновников, имеющих, по мнению канадских законодателей, отношение к гибели юриста фонда Hermitage Сергея Магнитского, скончавшегося в СИЗО «Матросская Тишина» в 2009 году.
Санкции в рамках «акта Магнитского» включают запрет на поездку в США для российских чиновников и членов их семей, а также заморозку их счетов на американской территории. Согласно «закону Магнитского», к ответственности можно привлечь не только тех, кто, с точки зрения американского государства, прямо или косвенно связан с гибелью Магнитского, но и любых других лиц, которые несут ответственность «за убийства, пытки и грубые нарушения прав человека».
Инициатором создания «списка Магнитского» выступил как раз Браудер. Это связано с тем, что Магнитский обвинял российских чиновников в присвоении $230 млн бюджетных средств, полученных в качестве налогов от фонда Hermitage. Комиссия правозащитников, которая проводила расследование смерти российского юриста, выяснила, что Магнитский содержался в тяжелых условиях и ему, несмотря на заболевания, среди которых был панкреатит, отказывали в медицинской помощи.
Ранее тогда еще кандидат на пост главы Госдепартамента США Рекс Тиллерсон в ходе слушаний в сенатском комитете по иностранным делам выступил в поддержку «закона Магнитского». Тиллерсон утвердительно ответил на вопрос о поддержке данного закона, заданный сенатором Беном Кардином. Он также высказался в пользу распространения силы действия данного закона на другие страны.
Генеральный прокурор России Юрий Чайка, в свою очередь, заявил, что причинами нападок Браудера, осужденного в России за финансовые махинации является стремление дискредитировать власти и правоохранителей России.
«Мотивация очень проста — показать, что и бизнес-сообщество в России, и руководство России, в частности, правоохранительные органы коррумпированы, дискредитировать Россию через это. Более того, не дать нам расследовать уголовное дело по Браудеру дальше», — сказал глава надзорного ведомства.
В январе на сайте американского казначейства появилось информационное сообщение о добавлении пяти граждан России к «списку Магнитского». Это председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин, сотрудник Следственного отдела по ЮАО города Москва Станислав Гордиевский, предприниматель Дмитрий Ковтун, депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой и банкир Геннадий Плаксин. Им запрещен въезд в США, а все их находящиеся в пределах действия американской юрисдикции финансовые активы заморожены.