За девять месяцев текущего года цена проезда в плацкартных вагонах (тариф регулируется Федеральной антимонопольной службой, ФАС) выросла в среднем на 3,7% по сравнению с предыдущим годом. Это ниже, чем предполагалось плановой индексацией. Средняя цена билета составила 1,9 тысячи рублей.
В Федеральной пассажирской компании (ФПК) «Газете.Ru» сообщили, что направили в ФАС предложения об индексации тарифов на 2018 год. По последним прогнозам Минэкономразвития? предполагалось повышение плацкартного тарифа на 4%, но ожидаемый по итогам года уровень инфляции ниже, а правительство ориентируется именно на него.
В пояснительной записке к законопроекту о федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 гг. указывается, что макроэкономический прогноз, на котором основаны бюджетные расчеты, учитывает «ограничение темпов роста тарифов естественных монополий уровнем инфляции».
При этом Минэкономразвития ожидает инфляцию 3,2% на конец 2017 года. По данным Росстата, в сентябре инфляция составила 3% в годовом выражении.
Заместитель руководителя ФАС России Александр Редько подтвердил «Газете.Ru», что тарифная заявка только поступила и сейчас рассматривается. При этом он считает, что железнодорожникам стоит поменьше говорить об индексации, а больше внимания обращать на конкурентную среду.
«Непонятно, о какой индексации может идти речь в условиях, когда в регулируемом сегменте объем пассажирских перевозок сократился на 8%, в то же время в конкурирующих пассажирских авиаперевозках рост составил 22% на фоне снижения средней стоимости авиабилета», — заявил Редько.
Он подчеркнул, что нужно уходить от «автоматической индексации» и затратного метода тарифообразования. «При установлении тарифов необходимо в первую очередь ориентироваться на состояние рынка и конкурентную среду, повышение привлекательности и комфортности железнодорожного транспорта для пассажиров», — подчеркнул замглавы ФАС.
Какую индексацию в итоге согласует антимонопольное ведомство, пока неизвестно. По мнению директора института стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игоря Николаева, «сейчас все планы по 3,2% пока являются оценочными ожиданиями по инфляции».
Другое дело, что реальные доходы населения снижаются, и любой рост цен ощутим для отдельных категорий граждан. Доходы населения и платежеспособность не растут, отмечает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.
По данным Росстата, в январе-августе 2017 года падение реальных располагаемых доходов населения составило 1,2% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Ранее эксперты Высшей школы экономики подсчитали, что с октября 2014 года по май 2017 года реальные доходы россиян обвалились на 19,2%.
Тем не менее, Минэкономразвития считает, что реальные располагаемые доходы населения в базовом варианте увеличатся в 2017-м на 1,2%. В следующем году рост может составить 2,1%.
В то же время индексация стоимости железнодорожных билетов на 3-4%, по мнению экспертов, вряд ли скажется на спросе. «В 2016 году мы не заметили снижения спроса, хотя средние цены в целом повысились», — рассказали в пресс-службе сервиса путешествий Туту.ру.
Правда, там же добавляют, что доля плацкартных билетов по сравнению с прошлым годом снизилась — если в 2016 году их было 45,5%, то в 2017-м — 44%. Но покупатели перешли не в более дорогой сегмент (купе), а в более дешевый (сидячие вагоны).
«Последние несколько лет мы наблюдаем тенденцию к постепенному снижению доли плацкарта за счет роста доли сидячих билетов», — отметили в пресс-службе сервиса.
Железнодорожники пытаются стимулировать продажи билетов различными «скидочными» акциями. «С января по сентябрь скидками в плацкартных вагонах воспользовались порядка 8,7 млн пассажиров, что на 10% больше, чем в 2016 г», — рассказали в компании.
Еще больше скидок и акций было в купейном сегменте, что позволило даже немного снизить среднюю стоимость билетов.
«По итогам 9 месяцев 2017 года скидками и специальными тарифами в купейных вагонах, а также скоростных поездах воспользовались более 7 млн человек или треть от общего количества пассажиров, перевезенных в данном сегменте. В то время как за аналогичный период прошлого года таких пассажиров было чуть более 6 млн», — рассказывают в дочке РЖД. В итоге средняя стоимость проезда в купе снизилась на 1,5% и составила порядка 3,5 тыс. руб. Прирост объемов перевозок в купе составил 3%.