Из содержания проекта бюджета и основных направлений бюджетной политики следует, что основным вектором бюджетной политики в 2018–2020 гг. будет завершение процесса бюджетной консолидации, которое приведет к сокращению объема расходов федерального бюджета с 16,9 трлн руб. в 2017 году до 16,5 трлн руб. в 2018 г. и 16,4 трлн руб. в 2019 г.
Согласно расчетам Минфина, возможности для увеличения расходов федерального бюджета в номинальном выражении появятся не раньше 2020 года. Об этом говорится в последнем бюллетене «Комментарии о государстве и бизнесе», который готовит институт «Центр развития» НИУ ВШЭ.
Планы на период после 2018 года еще могут поменяться, а вот следующий год в основных параметрах уже вряд ли изменится. Сокращение расходов в 2017 году в основном связанно со снижением цен на нефть. Если в основе бюджета текущего года средняя цена нефти — $49,9 за баррель, то, согласно прогнозу, заложенному в проект бюджета-2018, стоимость барреля под давлением роста добычи нефти снизится в среднем до $43,8 за баррель.
За счет чего Минфин планирует покрыть разницу в доходах? Под нож обычно идут социальные статьи. Формально, урезания расходов на самую чувствительную для граждан часть — здравоохранение – вроде бы, не планируется. Как следует из проекта бюджета, запланирован даже символический рост расходов по статье здравоохранение – с 452,5 млрд руб в 2017 году до 453,7 млрд рублей в 2018-м.
Однако, по расчетам экспертов Центра развития НИУ ВШЭ, расходы на здравоохранение с учетом инфляции не только не вырастут, но даже сократятся – на 4%.
Не намного лучше выглядит и ситуация с расходами на образование. На 2018-й год в текущих ценах планируется их рост с 630 млрд до 648 млрд руб, то есть на 2,9%. Но с учетом инфляции эти расходы сократятся на 1%, подсчитал эксперт Центра развития НИУ ВШЭ Андрей Чернявский.
«Если же сравнивать эти 648 млрд рублей, запланированных на 2018 год, с 2012-м, самым благополучным посткризисным годом, то расходы на образование упадут на треть», — говорит Чернявский.
Не стоит забывать, что расходы на образование и здравоохранение – это производительные расходы. Они напрямую влияют на человеческий капитал, иными словами, эти расходы в среднесрочной перспективе способны конвертироваться в экономический рост, добавляет Чернявский.
По мнению экспертов, изменения в структуре расходов бюджетной системы в России шли в направлении, противоположном ее движению в странах-членах ОЭСР.
В период с 2007 по 2015 годы средняя доля расходов на здравоохранение в бюджетах стран ОЭСР увеличилась с 17% до 18,7%, а в России за тот же период она сократилась с 12,1% до 10,8%.
Доля расходов на образование в бюджетах стран ОЭСР в последнее десятилетие сохранялась на уровне около 13%, в то время как в России она снизилась с 11,8% до 9,9%.
Сохранение существующих расходных приоритетов на фоне планируемого снижения общего объема расходов относительно ВВП в ближайшие годы еще больше отдалит Россию от развитых стран и приблизит ее к государствам «третьего мира», считает Чернявский.
Кроме того, эксперты считают, что при всей жесткости по траектории расходов, выбранная схема содержит значительные риски недобора ненефтегазовых доходов бюджета. Параметры макроэкономического прогноза, заложенные в основу бюджета (нефть — $43,8 за баррель) являются чрезмерно оптимистическими.
«Сохранение темпов роста ВВП выше 2% в год и инвестиций на уровне 5–6% в год в таких условиях не представляется реалистичным сценарием», — отмечают эксперты в мониторинге Центра развития НИУ ВШЭ.
В 2017 году рост ВВП (1,7%) и инвестиций на 4,8% (за первое полугодие) во многом объяснялся ростом цен на нефть по сравнению с ее низкими уровнями в первом полугодии 2016 года. Но даже при сохранении цен на нефть в диапазоне $50-60 за баррель темпы роста российской экономики в ближайшие три года не превысят 1-1,5%, прогнозируют эксперты.
Замедление экономического роста будет связано как раз с эффектом бюджетной консолидации и сохранением вялого потребительского спроса, который, в свою очередь, будет тормозить инвестиционную активность бизнеса. Госкомпании не готовы делиться дивидендами.
Доходы на самом деле могут оказаться еще меньше запланированного, поскольку опыт этого года свидетельствует о трудностях получения в бюджет запланированных объемов дивидендов по акциям принадлежащих государству компаний.
«Создать эффективную систему контроля за компаниями с госучастием, в том числе за динамикой и структурой их затрат и прибыли, пока не удается, а значит, и соответствующие поступления, заложенные в бюджет на ближайшую трехлетку, остаются под вопросом», — отмечают эксперты.
Ожидаемый объем поступлений дивидендов от госкомпаний в 2017 году (порядка 700 млрд руб.) может оказаться на 200 млрд руб. меньше первоначально запланированного. В следующем году можно также ожидать недобора по дивидендам.
Резюме экспертов Центра развития нелицеприятно: «Несмотря на декларируемые цели, нынешняя бюджетная политика скорее способствует консервации сложившейся структуры экономики, чем снятию барьеров для роста. Расчет на то, что планируемое снижение доли бюджета в ВВП будет способствовать росту активности в частном секторе, наталкивается на гораздо более серьезные барьеры, ограничивающие действие рыночных сил».
Сокращение расходов на образование и здравоохранение планируется на фоне роста расходов на оборону, отмечает Антон Быков, ведущий аналитик ООО «Аналитика-Сервис». Расходы по статье «национальная оборона» в 2018 году составят 2771,7 млрд. руб. Рост в 100 млрд рублей. С учетом четырехпроцентной инфляции – это примерно 3,7%.
Государство и правительство в последние время уделяет огромное значение силовым ведомствам и их финансированию, что мы и наблюдаем в параметрах федерального бюджета. Россия даже вошла в тройку стран с самыми большими военными расходами. Это следовало из ежегодного доклада Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), напоминает эксперт компании «Международный финансовый центр» Роман Блинов.
В 2016 году Россия увеличила свои расходы на 5,9%, до $69,2 млрд, оказавшись на третьем месте в списке стран с самыми высокими военными расходами.
Причем, рост расходов на оборону произошел на фоне резкого снижения цен на нефть и сокращения расходов на ВПК в других развивающихся странах.
Госдума рассмотрит проект бюджета на 2018-2020 годы в первом чтении 27 октября.