— Алюминиевой ассоциации в декабре исполнится два года. Что удалось сделать за это время? Можете подвести какие-нибудь итоги деятельности?
— Два года – это небольшой срок, но я считаю, что Алюминиевой ассоциацией за это время была проделана серьезная работа. Прежде всего, мы стали дискуссионной площадкой, что дало старт многим проектам, которые содействуют цели ассоциации – стимулируют рост спроса на алюминий и алюминиевую продукцию в России.
За прошедшее время в ассоциацию вступило 74 компании, но есть задача-максимум – объединить в ассоциацию всех потребителей алюминия. Безусловно, целый ряд отраслевых компаний конкурируют между собой, в то же время у них есть и много общих проблем, которые можно решить только сообща. Для решения одной из них мы дали старт большой программе по пересмотру действующих и разработке новых стандартов. Например, скоро должна быть завершена дорожная карта по актуализации существующей нормативно-технической базы, которая на текущий момент устарела и не учитывает современные разработки, сплавы, технологии.
В конце 2016 года премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил стратегию стимулирования спроса на алюминиевую продукцию высоких переделов до 2018 года включительно. Мы активно содействуем ее претворению в жизнь. Например, при участии Алюминиевой ассоциации был расширен утвержденный Минпромторгом перечень высокотехнологичной продукции, как раз за счет алюминиевой продукции высоких переделов.
Готовится пакет предложений по мерам, направленным на увеличение потребления алюминия в авиа-, авто— и судостроении, дорожном строительстве, железнодорожном транспорте и обустройстве инфраструктуры дорог, то есть там, где есть значительные резервы для наращивания потребления.
— Цены на алюминий после низких уровней 2015-го года показывают тенденцию к росту. За прошедший год они прибавили треть. Как такое изменение может сказаться на спросе? Могут быть отрицательные последствия?
— Важно разобраться в причинах низких цен на алюминий, которые держались несколько лет. Причины тому были: это и переизбыток алюминия на рынке, и промышленная политика Китая. Сейчас мы наблюдаем обратную ситуацию на мировом рынке. Целый ряд производителей закрыл неэффективные производства, в результате чего рынок стабилизировался и цены на алюминий восстановились до приемлемых уровней.
— То есть цены, в первую очередь, растут за счет сокращения предложения?
— Не только, дело и в росте спроса. Мы видим, что алюминий все больше вытесняет медь и сталь. Я приведу лишь один пример: порядка 26% всего мирового спроса на алюминий приходится на автопром. Нет сомнений, что доля продолжит расти значительными темпами, а обеспечат этот рост электромобили, разработчики которых борются за снижение веса машины и все чаще предпочитают алюминий стали. Например, уже сейчас автомобили Tesla состоят почти на 50% из алюминия. При этом на производство одной Tesla требуется около 2 тонн этого металла. И это мы говорим лишь об одном производителе. На днях Nissan представил новое поколение электромобиля Leaf, при этом первая версия этого авто стала самым массовым электромобилем в мире: с 2010 года продано 281 тыс. штук.
Я уверен, что в России у рынка электромобилей есть будущее. Уже сейчас мы видим, что в Москве устанавливается все больше зарядок для электрокаров и даже появилась специальная стоянка для такого вида транспорта.
— В этом году в России в качестве по открытию новых сфер применения алюминия были установлены два алюминиевых моста. Есть договоренности по дальнейшему строительству?
— В настоящий момент, с учетом построенных этим летом в Нижегородской области, в России есть всего три алюминиевых моста, причем первый был установлен в Санкт-Петербурге еще в прошлом веке. Пока что для нашей страны алюминиевый мост скорее экзотика, в отличие от Европы и Америки. Однако я уверен, что мосты из алюминия могут стать неотъемлемой частью городской инфраструктуры и у нас. Это объясняется техническими характеристиками: сроком службы не менее 50 лет, возможностью быстрого монтажа, устойчивостью к агрессивным средам и низким температурам.
До 2017 года число мостов из алюминия возрастет до пяти за счет тех, что будут установлены в московском природном парке «Яуза». В 2018 году будут поставлены еще два в Красноярске — перед «Универсиадой-2019». Однако для более массового внедрения таких конструкций в городскую инфраструктуру требуется, конечно же, изменение нормативов и правил, над которыми мы активно работает.
— Если говорить о других новых сферах применения алюминия в России, то в последнее время стали известны такие проекты, как вагоны-хопперы, трансформаторы с алюминиевой обводкой, стройматериалами, например, оконные системы из алюминиевого профиля. В каких еще направлениях будете работать?
— Особое внимание уделяем российским тепличным комплексам. Это очень перспективное направление, которому способствуют продовольственные санкции, введенные в отношении России целым рядом стран. На сегодняшний день в Россию ввозится около 3 тыс. тонн алюминиевых тепличных конструкций, в то время как наша потребность – 4,5 тыс. тонн. Весьма парадоксальная ситуация, ведь у нас есть все возможности производить такие же тепличные комплексы здесь, в России. Более того, потребности агрохолдингов в такой инфраструктуре с каждым годом будут лишь увеличиваться и важно не упустить возможность развить это направление и вытеснить импортную продукцию.
— Как все эти меры повлияли на спрос на алюминий? И есть ли рост производства товаров из этого металла?
— Безусловно есть, только за первое полугодие 2017 года рост потребления алюминия в России составил 13,9% по сравнению с январем-июнем 2016 года, увеличившись до 794,3 тыс. тонн. Рост был обеспечен за счет спроса со стороны автопрома (+23%), энергетического сектора (17%), машиностроения (3%) и строительного сектора (2%).
— Бизнес много говорит о том, что российский рынок недостаточно защищен от зарубежной алюминиевой продукции. Какие протекционистские меры, на ваш взгляд, должно принять государство? Пересмотр пошлин на какие товары вы считаете наиболее важным для российских игроков?
— Вы сами ответили на свой вопрос по поводу протекционистских мер. Конечно же, речь должна идти о пересмотре ввозных таможенных пошлин, например, на алюминиевые профили, двери и окна, которые в больших количествах импортируются в Россию, хотя в требуемых количествах вполне могут производиться отечественными предприятиями.
То же самое можно сделать в отношении колесных дисков для автомобилей: их импорт значительно превышает внутреннее производство, причем зачастую в нашу страну поставляются из-за границы диски далеко не лучшего качества.
И, естественно, государство должно поддерживать собственного производителя с помощью предоставления системы поощрения создания производств новых продуктов из алюминия, решающих вопрос импортозамещения. Сразу хочу отметить, что Алюминиевая Ассоциация не против деятельности в России иностранных компаний. Наоборот, мы готовы им оказывать поддержку в реализации проектов по созданию в нашей стране новых производств. Ведь именно так и может развиваться реальное импортозамещение, которое будет выгодно всем: и российским предприятиям, и зарубежным производителям, и нашему государству.