Депутаты всерьез озаботились проблемой овербукинга. Первый зампредседателя Комитета Госдумы по энергетике Игорь Ананских готов уже на этой неделе внести в нижнюю палату законопроект, ужесточающий ответственно перевозчика перед клиентом, которому из-за продажи большего числа билетов, чем мест в самолете, может не хватить свободного кресла.
Многие российские авиакомпании сегодня продают больше билетов на свои рейсы, чем мест на борту, чтобы подстраховать себя от риска пустых кресел в салоне, пояснил законодатель «Парламентской газете».
«Авиакомпании подсчитали, что примерно 7-10% пассажиров, как правило, опаздывают или отказываются лететь, — сказал Ананских, - Вот перевозчики и пускаются на ухищрение: продают дополнительные билеты, чтобы заработать побольше денег».
Это явление, которое также называют перебронирование или овербукинг, широко распространено и в других странах, однако там применение данного механизма регулируется на законодательном уровне.
Ананских отмечает, что сам неоднократно сталкивался с ситуацией, когда на рейс приезжали все, кто приобрёл билеты. Представители авиакомпании в этом случае предлагают пассажирам, которые не вмещаются в салон, полететь следующим рейсом или вернуть деньги за билет. Однако зачастую для клиентов перевозчика это оборачивается серьезными проблемами: кто-то опаздывает на встречу, кто-то пропускает транзитный рейс, у кого-то портится отпуск.
Фактически привлечь авиакомпанию к ответственности за такие ситуации невозможно, так как запрета на сверхлимитную продажу авиабилетов нет ни в Воздушном кодексе, ни в Федеральных авиационных правилах.
В подготовленном законопроекте Ананских предлагает внести поправки в Воздушный кодекс и установить жёсткие штрафные санкции за овербукинг: если пассажир приехал на свой рейс вовремя и выполняет все установленные правила, то он должен улететь по своему билету, в противном случае авиакомпания должна выплатить компенсацию в размере десятикратной стоимости билета.
«Таким образом, мы рассчитываем, что это отобьёт у авиаперевозчиков желание продавать больше билетов, чем мест в самолёте», - отметил он.
Сами российские авиакомпании называют овербукинг антикризисной мерой и уже давно просят его узаконить.
«Овербукинг официально используется во многих странах мира, — рассказал «Парламентской газете» главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Фёдор Борисов. — Отечественные перевозчики сегодня находятся в невыгодных условиях перед иностранными конкурентами, которые могут снижать цены на билеты, выпуская их в несколько большем количестве, чем вмещает самолет».
В 2015 году Минтранс разработал поправки в Воздушный кодекс, позволяющие авиакомпании по своей инициативе менять условия договора перевозки при объединении рейсов, замене самолета и невозможности предоставить пассажиру место на рейсе, указанном в билете, то есть фактически создающие нормативную базу для овербукинга. Однако дальше общественного обсуждения эта инициатива не пошла.
В прошлую пятницу 15 сентября депутат от Общероссийского народного фронта (ОНФ), член комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Васильев обратился к министру транспорта РФ Максиму Соколову с запросом о том, какие меры сейчас принимает Минтранс для нормативного урегулирования овербукинга.
Как отмечает ТАСС, Васильев совместно с экспертами ОНФ разрабатывает проект федерального закона, направленный на урегулирование проблем, связанных с овербукингом. По его словам, эксперты ОНФ на законодательном уровне предлагают закрепить максимально возможное количество билетов, доступное для продажи по системе овербукинга, а также случаи полного запрета продажи билетов с условием об овербукинге.
В настоящее время согласно статье 120 Воздушного кодекса РФ за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25 % установленного федеральным законом МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50 % провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Однако авиаперевозчик нередко списывает ситуации с двойным бронированием на технический сбой, подпадающий под обстоятельства непреодолимой силы, и пассажир лишается права на возмещения. Федеральные авиационные правила не содержат специальных обязанностей для авиаперевозчика по предоставлению компенсаций пассажирам, пострадавшим от овербукинга, хоть и подробно описывают порядок регистрации на рейс, добавляет Васильев.