Минфин России сообщил о завершении погашения задолженности Российской Федерации по обязательствам бывшего СССР перед Боснией и Герцеговиной.
В ведомстве пояснили, что государственный внешний долг перед Боснией и Герцеговиной появился в связи с признанием Россией ответственности по обязательствам бывшего СССР, возникшим в рамках торгово-экономического сотрудничества с Югославией.
Российское и боснийское правительства подписали соглашение об урегулировании долга 21 марта этого года в Москве. В силу документ вступил 20 июля, выплата была произведена 8 августа «единовременным денежным платежом».
«Босния и Герцеговина стала последним иностранным государством-кредитором бывшего СССР или Российской Федерации, обязательства перед которым оставались не урегулированными», — отмечается в сообщении Минфина.
Первоначально предполагалось, что внешний долг СССР будут платить все его республики. Документ об этом должен был быть подписан в декабре 1991 года. Основная часть долга пришлась на Россию (61,34%), Украина должна была погасить 16,37%, Белоруссия — 4,13% и т.д. Наименьшая доля пришлась на Эстонию (0,62%). Но три балтийские республики, а также Азербайджан, Молдавия, Туркмения и Узбекистан не стали подписывать соглашение. В итоге к 1994 году Россия взяла на себя весь долг в обмен на все имущество Советского Союза.
На 1 января 1994 года, по данным Банка России, долг бывшего СССР составлял $104,507 млрд. Наибольшая часть этой суммы ($47,615 млрд) представляла собой задолженность перед Парижским клубом кредиторов, неформальным объединением стран, дававших в долг СССР и другим государствам. Еще $27,5 млрд составлял долг перед бывшими социалистическими странами и их правопреемниками, $27,239 млрд приходилось на обязательства перед Лондонским клубом банков.
Погашать долги Россия активно начала только в новом веке, когда в рост пошли цены на нефть и у страны появилась «лишняя» валюта. На текущий год пришлись последние выплаты. В феврале было выплачено $60,6 млн Македонии, в августе этого года Боснии и Герцеговине.
По данным Минфина, в части государственного внешнего долга Российской Федерации перед официальными двусторонними кредиторами в настоящее время остается непогашенной только задолженность перед Республикой Корея в сумме $594,3 млн.
«В соответствии с действующим двусторонним межправительственным соглашением указанный остаток обязательств подлежит погашению в период до конца 2025 года», — сообщает финансовое ведомство.
Заместитель министра финансов Сергей Сторчак объяснял в интервью «Газете.Ru», что «был этап, мы частично этот долг перед ними погашали товарными поставками», но в конечном итоге «договориться не сумели — и сохраняется график разовых платежей». Сторчак говорил, что процентная ставка, которая используется, «вполне нас устраивает».
«На досрочное погашение они без премии к основной сумме долга не пошли. У них собственные внутренние ограничения есть на этот счет. Но мы премию давать не захотели. Дело в том, что каждый долг имеет текущую цену. И получалось, что нужно принципал гасить с определенным плюсом», — отмечал заместитель министра финансов.
Он напомнил, что Россия давно погасила долги перед Международным валютным фондом. «Это была первая операция активного управления внешним госдолгом, которую мы провели, наверное, в 2005 году, досрочно погасив долг перед фондом, который накопился по заимствованиям еще 90-х годов», — сказал Сторчак.
По его словам, сейчас у России «есть небольшие обязательства перед Всемирным банком по нескольким проектам, которые мы продолжаем финансировать с помощью небольших заимствований у этого института».
«Наиболее известный проект — это проект по финансовой грамотности. Вот он живой, соответственно, там есть основной долг, есть потоки, связанные с погашением процентов. Живет своей жизнью кредит по реформе ЖКХ. Есть кредит, связанный с реформой нашего лесного хозяйства. И еще пара кредитов, которые продолжают использоваться», — рассказывал он.
Сергей Сторчак также пояснил, что основная часть текущего долга — это еврооблигации, «в основном номинированные в долларах США».
По данным Банка России, на 1 июля 2017 года внешний долг, приходящийся на органы государственной власти, составлял $47,217 млрд, из которых $44,9 млрд приходились на ценные бумаги, номинированные в валюте и рублях. Минфин считает по другой методике и получает $51,471 млрд, но и это всего лишь 3,5% ВВП.