К моменту знакомства с Юлией Олег занимался проведением свадебных, корпоративных, детских, мероприятий уже без малого восемь лет. Она же долгое время работала в рекламном агентстве и участвовала в организации различных конференций, премий и фестивалей. В каком-то смысле, их встреча стала для обоих судьбоносной, причем, как в личном, так и в профессиональном планах.
Однажды Олег предложил Юлии поработать распорядителем на свадьбе, на что она с радостью согласилась: для нее это был первый подобный опыт. «В итоге я получила такие сильные эмоции, настолько я прониклась именно свадьбами, что подумала, что надо бы попробовать еще», — вспоминает она. За первой свадьбой последовала вторая, затем третья, а дальше уже на молодых людей стало работать «сарафанное радио»: подружка невесты порекомендовала своей подруге, та еще кому-то…
Свадебный ИП
Так начался их бизнес. В течение полугода Юлия с Олегом стали чаще работать вместе, организуя и координируя свадебные и детские мероприятия. Личные отношения между ними становились серьезнее, и спустя год после знакомства они поженились. Еще через какое-то время Апарины поняли, что их увлечение проведением свадеб стало набирать серьезные обороты, и было принято решение создать ИП. «В «сарафанке» есть одна проблема, — говорит Олег – нельзя поднять стоимость услуг, потому что знакомым знакомых труднее объяснить рост цен, нежели клиентам, которые впервые пришли к тебе».
«Мы поняли, что нужно расти дальше и что «сарафанка» работает, но не вечно, и нужно иметь свой сайт, нужно еще что-то, потому что появляются новые клиенты, интересуются сайтом, спрашивают, где о нас можно почитать,» — добавляет Юлия.
Чтобы осознанно подойти к тому, как правильно вести собственный бизнес, супруги воспользовались порталом бизнес-навигатора МСП, который им посоветовал кто-то из друзей. На ресурсе Олег и Юлия нашли и изучили информацию о том, какая поддержка оказывается малому бизнесу в России, узнали о преимуществах и недостатках формы ИП. Помимо этого, с помощью портала они смогли составить свой первый бизнес-план. Особенно полезной функцией для супругов оказалась возможность аренды помещений. «На самом деле, наш бизнес не предусматривает наличия постоянного офиса. При этом есть необходимость где-то хранить многочисленный реквизит, не только наш, но и наших постоянных подрядчиков: флористов, декораторов, музыкантов, – объясняет Юлия. – Искать помещение через бизнес-навигатор оказалось гораздо легче, чем делать это самостоятельно».
На портале супруги также воспользовались сервисом «Поток», набором инструментов по созданию и продвижения сайта, созданным Корпорацией МСП совместно с холдингом Rambler&Co. На создание интернет-страницы для своего агентства, как они утверждают, ушло не более 20 минут.
Процесс моделирования сайта с помощью системы Олег сравнивает с конструктором «Лего»: «Кидаешь один блок на другой, и все».
«Поток» позволяет наполнять каждый блок своим контентом, распределять тексты, видео и картинки по своему усмотрению, при этом пользователь всегда на связи со техподдержкой. Сайт «Мастерской событий» Апариных работает чуть больше недели, но через него уже пришло несколько заявок на проведение мероприятий осенью, отметили предприниматели.
О конкуренции
Отличительной чертой своего маленького семейного event-бизнеса Апарины называют малые издержки. «Если брать отдельно работу ведущего, то здесь расходы только на дорогу, — смеется Олег. — Разве что раньше, на первом этапе еще нужны были микрофон и костюмы». Конечно, когда они создали ИП, появились расходы на налоги, страховку и аренду помещения, но сейчас у предприятия Апариных период «налоговых каникул», чему супруги очень рады.
При этом крупной статьей расходов Олег и Юлия считают рекламу и СММ – их бизнес сильно зависит от сезонности. «Мы понимаем, что сейчас самое время вложиться в рекламу, проморолики, в СММ и так далее. Это будет стоить достаточно денег, но при этом принесет нам заказы и на девять месяцев вперед. Потому что сезон – это лето. На лето чаще всего даже рекламу делать не нужно: работает «сарафанка», работают какие-то знакомства, — признается Юлия. — Все, что касается осени, зимы – нужно очень активно вкладываться, нужен сайт, его нужно всегда содержать в хорошем виде, продвигать себя как-то и на это уходит много денег».
Как в любом другом бизнесе, в организации свадебных мероприятий не обходится без конкуренции.
«Сфера праздников, свадеб и корпоративов очень широкая, потому что все мы люди, и какой бы кризис ни был в стране, какая бы экономическая ситуация не была, люди будут что-то отмечать», — считает Юлия.
От этого никуда не деться, поэтому эта область достаточно востребована и конкурентов много: много свадебных агентств, много ведущих, отдельных организаторов, подрядчиков. Впрочем, свой человек находится на всякого клиента – для каждого ценового диапазона есть своя аудитория, говорят предприниматели. Вероятно, это объясняет и число занятых в данной сфере.
По статистике, в Москве более 1400 ведущих. «Для того, чтобы им стать, нужны только костюм и микрофон», — шутит Олег.
План не по плану
Работа с людьми, особенно при организации важных событий, требует особо подхода и крепких нервов – случается много нестандартных ситуаций, которые не укладываются в первоначальный план. Например, когда часть работы зависит не от тебя. «Иногда нас нанимают только на заключительный день торжества. Олег, соответственно, проводит свадьбу, я с самого утра встречаю всех подрядчиков, гостей и все-все координирую, а невеста только отдыхает и наслаждается. Именно в таких случаях очень опасно сталкиваться с недобросовестными подрядчиками», — считает Юлия..
«Был такой случай, — вспоминает она, — когда свадьба должна была состояться на речном теплоходе, отправляющимся в плавание в два часа дня. Была договоренность, что подрядчик привезет торт за час до отплытия. Я с самого утра каждый час звонила, уточняла, привезут ли торт. В итоге за полтора часа до отправления подрядчик звонит и говорит, что у них сломалась машина, торт испорчен и его не будет». Ситуацию удалось разрешить с помощью знакомых Юлии. «Я сразу стала перебирать в голове знакомых подрядчиков, вспомнила своих знакомых, проверенных, позвонила им, объяснила ситуацию. Нам очень повезло, что в тот момент они только-только собрали торт, который готовили для свадьбы на следующий день. В итоге они его привезли нам, а на другую свадьбу сделали новый. Очень нас выручили, свадьба прошла хорошо, торт оказался вкусным, все были в восторге. Молодожены нам очень благодарны. А с того подрядчика, естественно, был списан двойной возврат».
Иногда понервничать приходится и из-за невесты, которая в день свадьбы может начать капризничать и вести себя неадекватно. В таком случае Юлия предпочитает «выключить режим организатора» и «включить режим подруги», то есть старается по-дружески успокоить паникующую невесту, и это обычно срабатывает.
Самое сложное в работе ведущего, считает Олег, это во что бы то ни стало стараться держать гостей всех вместе, не давая им куда-либо расходиться надолго.
«Особенно опасны залы, рядом с которыми по соседству находится, например, бильярдный клуб, — делится он, — потому что как бы я ни успокаивал людей, все уходили именно туда. В итоге ни на дискотеке, нигде мужчин не было, они уходили поиграть в бильярд. Женщины пели-танцевали, все тосты говорили женщины. Мужчина сказал тост и ушел. Максимум, потом все пришли на семейный очаг, потому что бильярдный клуб уже закрыли».
Конечно же, как любая другая семья, Олег и Юлия часто спорят, в том числе и по работе. Чаще всего конфликты возникают по поводу тайминга.
«У меня очень четкий тайминг, — говорит Юлия, — все должно быть так, как мы согласовали с клиентами. Максимум, задержка на минуту, не больше. Олег, как ведущий, более гибкий: если он видит, что гости в данный момент, например, хотят потанцевать, он позволяет себе продлить танцы еще на 10 минут, а у меня, при этом, начинается паника, что мы идем не по графику: что артист не успеет выступить, что приедут подрядчики, а у нас что-то не готово. Но это все мелкие моменты, которые мы стараемся урегулировать».
Олег добавляет: «Есть критические точки, это, например, выступления артистов, когда по договору они выступают с семи до половины восьмого, естественно перед этим дискотеку делать дольше нельзя. Также существуют финальные точки, сейчас у нас ввели закон, что после одиннадцать вечера нельзя шуметь, поэтому если мы хотим сделать фейерверк, то мы никак не можем перед этим затягивать программу. Мы стараемся объяснить людям, что иногда нужно придерживаться графика и сглаживаем острые углы».
Семейное дело
Поскольку Олег и Юлия партнеры не только в бизнесе, но и в семье, им пришлось выработать ряд собственных правил, которые позволяют им гармонично сочетать работу и личную жизнь.
Во-первых, ни в коем случае нельзя ограничивать себя только работой. «У нас с Олегом есть время, когда мы занимаемся только семейными делами: с десяти вечера до восьми утра. Только в крайних, экстренных случаях мы нарушаем это правило. В это время ни слова о работе, только семья», — объясняет Юлия. Естественно, у супругов бывают выходные, обычно это понедельник и вторник. В свободные от работы дни они стараются встречаться с родственниками и друзьями, путешествовать.
Во-вторых, считают Апарины, во время работы, находясь на площадке мероприятия, ни в коем случае нельзя вмешивать семью, вспоминать какие-то семейные конфликты. В то же время, нужно помнить, что «все, что случается на площадке, остается на площадке», нельзя уносить форс-мажоры или споры по работе в собственный дом. Здесь важно умение переключиться и, по мнению супругов, в этом им очень помогли актерские курсы.
И, наконец, в-третьих, они убеждены, что ничего не получится, если не любить свою работу. «Для нас работа — это хобби. Мы оба любим то, чем занимаемся, для нас это общий интерес, благодаря которому мы сошлись, нашли друг друга и начали развивать свой бизнес».
Говоря о планах на будущее, молодые супруги отмечают, что, конечно же, им хочется детей, а ближе к старости «было бы неплохо уехать в теплые края, и чтобы здесь все само работало», — шутит Олег.
Есть планы не только по расширению семьи, но и собственного бизнеса. «У нас сейчас такой момент, что мы не можем взять больше двух свадеб на одну дату». В таком случае, на одной свадьбе полностью работают Олег и Юлия: организуют, координируют и проводят, а на другой они выступают лишь в качестве организаторов, а ведущий и координатор – другие люди.. «При этом, я все равно все контролирую, я все время на телефоне. Я понимаю, что если бы была еще третья свадьба, то я бы уже не потянула, и было бы в идеале иметь еще одного человека. Он должен быть таким же надежным, чтобы мог бы взять под опеку свадьбу и при этом не подвел бы имя агентства», — рассказывает Юлия.
Олег поддерживает: «В нашем бизнесе правда очень важна репутация, потому что если вдруг мы возьмем кого-то не того, то один плохой отзыв разлетится намного быстрее, чем все хорошие».
Свои глобальные планы на будущее супруги видят в таком росте бизнеса, который позволит им заниматься только управленческой работой. «В нашей индустрии такая особенность: молодожены обычно не нанимают людей за сорок устраивать свои свадьбы. Поэтому наша цель, когда мы уже будем «неликвидны лицом», чтобы у нас были люди, которым мы все это сможем доверить, а сами будем управлять этим сверху, чтобы обеспечить себе достойную вторую половину жизни», — заключают они.