Компания белорусского бизнесмена Виктора Прокопени VP Capital отозвала заявку на приобретение украинского ПАО «Сбербанк».
«Мы приняли решение отозвать из НБУ заявку на покупку украинского ПАО «Сбербанк», для того чтобы сконцентрироваться на других планируемых инвестициях и проектах, над которыми мы работаем»,
— сказали в VP Capital «Интерфаксу».
При этом в компании отметили, что потенциальная покупка Сбербанка на Украине по прежнему воспринимается в VP Capital как «отличная инвестиционная возможность». Решение сконцентрироваться на других проектах было принято, поскольку
«приобретение подразделения международного банка является невероятно сложным процессом, требующим большого количества временных ресурсов».
Виктор Прокопени подал в Национальный банк Украины (НБУ) заявку на покупку «дочки» Сбербанка в июне этого года. Он стал вторым потенциальным покупателем дочернего российского банка на Украине. В середине апреля собственник латвийского Norvik Banka Григорий Гусельников и гражданин Великобритании и России Саид Гуцериев подали документы в НБУ на покупку 100% акций Сбербанка. Потенциальные собственники заявляли, что планируют провести ребрендинг Сбербанка в Norvik Banka.
Однако в конце июля этого года Нацбанк Украины не согласовал с ними продажу Сбербанка. В украинском регуляторе уточнили, что претенденты не смогли предоставить НБУ необходимые для согласования документы, что не позволило проверить инвесторов на соответствие украинскому законодательству.
Нынешнее решение второго инвестора, Виктора Прокопени, в Сбербанке отказались комментировать «Газете.Ru». В VP Capital, в свою очередь, отметили, что причина отзыва их заявки на приобретение украинского подразделения Сбербанка носит «внутренний» характер и «не имеет ничего общего с заявкой Гуцериева и Гусельникова».
«Решение об отзыве нашей заявки не связано с их заявкой», — прокомментировали в компании.
16 марта президент Украины Петр Порошенко утвердил санкции в отношении ряда российских банков.
На основании решения Совета национальной безопасности и обороны Украины сроком на один год ограничения введены в отношении Сбербанка, Проминвестбанка, ВТБ, БМ-банка и VS Bank. В частности, для перечисленных банков устанавливается запрет на «вывод капиталов за пределы Украины в пользу связанных с ними лиц».
В свою очередь, экс-министр финансов России, глава совета фонда ЦСР Алексей Кудрин рассказал, что введение санкций против российских банков на Украине создаст эффект бумеранга не в интересах Киева. «Российские банки играют заметную роль для инвестиций, для финансирования финансовой системы Украины. И такое преследование просто существенно ухудшает финансовую систему Украины. Здесь, по сути, эффект бумеранга произойдет. Мне кажется, это не в интересах Украины», — сказал он. Кудрин подчеркнул, что
«потеря» российских банков сохранит за Украиной имидж нестабильной территории с незащищенными правами, что на долгий период сократит приток инвестиций в страну.
При этом эксперт ранее комментировал «Газете.Ru», что сделку с участием Виктора Прокопени украинский регулятор может согласовать. В данном случае выбран человек, который устроит и Россию, и Украину.
«Белоруссия — союзница России, а украинско-белорусские отношения также носят весьма активный и доброжелательный характер»,
— подчеркивал первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
При этом варианта продолжить спокойно работать на Украине у российских банков нет.
По информации НБУ, в 2016 году совокупный убыток российских банков на Украине составил 29,5 млрд грн (61,7 млрд руб.). Активы Сбербанка на Украине в первом квартале этого года составили 42,873 млрд грн, хотя еще в первом квартале прошлого года они были 56,372 млрд грн — за год активы банка снизились на 24%.
По итогам первого квартала этого года суммарно физлица и юрлица держали в Сбербанке 14,023 млн грн. Для сравнения: в первом квартале 2016 года средства клиентов в Сбербанке составляли 20 млн грн. В первом квартале в банке средства клиентов сократились на 30%. Отчетность за второй квартал, когда уже стали в полную меру действовать санкции, пока недоступна, но она, вероятно, еще хуже.