В пятницу утром стоимость июльских фьючерсов на нефть марки Brent снижалась до $50,89 за баррель. Нефть WTI дешевела до $48,46 барреля.
Об этом свидетельствуют данные торгов. В последний раз цена нефти Brent ниже $51 за баррель была 15 мая этого года. Но спустя пару часов потери были отыграны. На 12:30 мск баррель североморской смеси подорожал до $51,8.
Эти колебания происходят на фоне решения стран – членов ОПЕК о продлении соглашения по сокращению уровня добычи нефти на девять месяцев, до конца первого квартала 2018 года. Об этом сообщил в четверг министр нефти Кувейта Иссам аль-Марзук.
Баррель сопротивляется
К решению о сокращении добычи присоединились 24 страны. В конце ноября прошлого года ОПЕК договорилась о сокращении нефтедобычи на 1,2 млн баррелей в день. Аналогичный документ подписали 11 стран, которые не входят в картель. Россия обязалась сократить добычу на 300 тыс. баррелей в сутки.
В этот раз договоренность членов ОПЕК не претерпела изменений, участники соглашения не стали увеличивать объемы снижения добычи, что также повлияло на движение цен вниз.
13 стран-членов продолжат добывать не более 32,5 млн баррелей в сутки, Россия — не более 10,9 млн.
В мае нефть торговалась на бирже в широком диапазоне от $46 до $54 за баррель. 22 мая баррель Brent впервые с 19 апреля превысил отметку $54. На максимуме цена достигала отметки $54,17.
При этом 5 мая стоимость фьючерса марки Brent опускалась до $46,68 — впервые с ноября 2016 года стоимость этой марки прошла отметку $48.
Подходящей для ОПЕК ценой нефти является $55–60 за баррель, отмечал ранее министр нефти Эквадора Карлос Перес.
«Это в диапазоне $55–60 за баррель», — сказал министр, отвечая на соответствующий вопрос.
Страны – члены ОПЕК обсудили также влияние на цену сланцевой добычи в США. Ранее представитель Международного валютного фонда (МВФ) Джерри Райс сообщил, что позитивный эффект на цены на нефть на мировом рынке от продления соглашения по сокращению добычи будет ограничен из-за роста добычи сырья в США.
За счет благоприятной ситуации с ценами на рынке нефти после решения ОПЕК российский Минфин рассчитывает на пополнение резервов. Об этом заявлял министр финансов Антон Силуанов.
«Минфин рассчитывает использовать благоприятную ценовую конъюнктуру для пополнения резервов, чтобы быть готовым к любым дальнейшим сценариям в случае волатильности цен на нефть», — цитировал министра ТАСС.
Силуанов также заявил, что Минфин солидарен с Минэнерго по вопросу продления этого соглашения, отметив, что оно направлено на поддержку и стабилизацию цен на текущих уровнях и позитивно отразится на платежных балансах стран – производителей нефти.
Напомним, правительство в 2017 году аккумулирует возможные доходы от цен на нефть свыше $40 за баррель, не дожидаясь принятия нового бюджетного правила. Если цена на нефть в 2017 году продержится на уровне $50–55 за баррель, это позволит сохранить в резервах на выборный 2018 год дополнительные 1–1,4 трлн руб.
«Решение ОПЕК о продлении на девять месяцев по большей части уже было заложено в котировках, в нем никто не сомневался, — поясняет аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. — И сейчас инвесторы фиксируют прибыль».
Партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин также отмечает, что хеджеры не верят в дальнейший рост цен на нефть. Но главное, по словам эксперта, что рынок видит: несмотря на все официальные заявления о соблюдении договоренностей, нефти на физическом рынке меньше не становится, а спрос растет медленнее, чем ожидалось.
«В целом каждый добывает и продает сколько может, — говорит Крутихин. — И это касается не только США, не участвовавших в переговорах, но и таких стран, как Иран, Ирак и Ливия».
Сто долларов за бочку
Нефтяные котировки еще могут вернуться к отметке $100 за баррель, но для этого необходимо, чтобы мировые запасы нефти существенно снизились. Этот оптимистичный сценарий обрисовал в интервью «Газете.Ru» Шакил Бегг из Thomson Reuters.
Основные факторы, которые сейчас влияют на нефтяной рынок и на цены, — это прежде всего объемы и динамика добычи как в странах ОПЕК, так и у независимых производителей, отмечает эксперт. Особую роль играет рост добычи нефти в США.
«Также влияют ожидания, связанные с решением о продлении договоренности о снижении добычи. Кроме того, важным фактором является изменение объемов глобальных запасов нефти. Менее значимые драйверы — темп экономического роста в различных странах мира и изменение процентных ставок», — поясняет Бегг.
Но, главное, есть сомнения в том, что соглашения о снижении добычи, заключенные в ноябре прошлого года, полностью исполняются, отмечает эксперт. Во многих странах, подписавших соглашение, добыча и до него могла быть ниже официально заявленных уровней. То есть соглашение просто позволило привести декларируемые цифры в соответствие с реальной добычей, а реального же снижения не было.