За неделю, с 12 по 19 мая, международные резервы России увеличились на 1,3% и по состоянию на 19 мая составили $405 млрд против $399,7 млрд на 12 мая, сообщает Банк России.
«Международные резервы за неделю, с 12 по 19 мая, увеличились на $5,3 млрд, или на 1,3%, вследствие положительной переоценки, а также возврата средств в иностранной валюте банками-резидентами и монетизации золота», — говорится в сообщении регулятора.
Больший объем резервов ($414,4 млрд) последний раз был зафиксирован 12 декабря 2014 года. Рубеж в $400 млрд ЦБ преодолел первый раз 21 апреля, также впервые с конца 2014 года.
Резервы Банка России растут даже несмотря на то, что регулятор не проводит валютные интервенции с июля 2015 года. И пока покупать валюту ЦБ не будет, заявил недавно директор департамента денежно-кредитной политики Банка России Игорь Дмитриев на заседании Ассоциации региональных банков.
По его словам, программа пополнения резервов до $500 млрд остается в силе, но «она в другом измерении живет, она не с позиции, что сейчас рубль крепнет, давайте начнем выполнять программу, потом он будет слабым, перестанем ее выполнять».
«В целом должны сложиться некие условия для того, чтобы эта программа дальше выполнялась», — сказал он, добавив, что сейчас, пока инфляция неустойчива, «это вопрос будущего», а валютные интервенции будут использоваться только для поддержания финансовой стабильности.
В стране наблюдается избыток валюты, отмечают аналитики. Банки даже вынуждены выводить деньги за рубеж, из-за чего растет отток капитала.
По данным ЦБ, чистый отток капитала из России в январе – апреле этого года возрос в 2,1 раза — с $9,8 млрд за тот же период прошлого года до $21 млрд. За весь прошлый году отток составил $19,2 млрд.
Если в 2015 году основной причиной высокого оттока капитала из страны было погашение внешних обязательств, в 2016 году уменьшение оттока капитала эксперты объясняли сокращением долговых выплат, то в этом году ситуация сложилась принципиально иная, отмечает регулятор.
«В отличие от ситуации годом ранее, определяющее воздействие на текущий уровень чистого вывоза капитала оказали операции банковского сектора по размещению средств за рубежом при продолжающемся снижении иностранных обязательств банков. Прочие секторы, напротив, выступили нетто-импортерами капитала», — говорится в комментарии Центробанка.
Аналитики считают, что избыток валюты сформирован волной покупок долларов и евро населением и компаниями после девальвации конца 2014 года. Кроме того, значительный вклад вносит приток средств иностранных инвесторов в ОФЗ.
«Да, можно согласиться с тем, что в России избыточное количество в первую очередь долларов. Внешние симптомы: безостановочное укрепление рубля и бурный рост российских евробондов», — говорит Андрей Хохрин, начальник управления по работе с состоятельными клиентами АО «ИК «Церих Кэпитал Менеджмент».
Рублевые шоки, сопровождавшие экономику со второй половины 2014 года по начало 2016-го, приучили и рядовых граждан, и крупные корпорации, и госструктуры к перманентной покупке валюты, говорит эксперт.
В итоге с середины 2016 года наблюдается избыточное количество иностранной валюты (в основном долларов) в финансовой системе.
«Именно этот избыток, а не победы монетарных властей привели рубль к тому устойчивому состоянию, что мы наблюдаем. Рост рынка российских еврооблигаций — это тоже во многом следствие затоваривания долларами внутри России. Все-таки наши бумаги ажиотажно покупать способны только наши же люди и компании (пусть порой и через офшорные прослойки)», — считает Хохрин.
Рост золотовалютных резервов отчасти обусловлен продолжающимся ростом резервных валют к доллару, в результате чего произошла переоценка резервов, полагает генеральный директор ИК «Форум» Роман Паршин.
При этом, по его мнению, на объем резервов также влияет тот факт, что рубль активно укрепляется к доллару, а значит, «российским регуляторам в лице Минфина и ЦБ выгодно покупать валюту на этих уровнях с расчетом на дальнейшее ее подорожание».
Аналитик «Алор брокер» Евгений Корюхин соглашается, что в стране есть избыток валюты, связанный с ее активной скупкой населением и компаниями в предыдущие годы. У банков же просто нет альтернативы размещению валюты за рубежом, считает он.
«У банков не оставалось вариантов, где размещать валютные сбережения граждан, кроме как за рубежом — они размещали их в зарубежных вкладах и в зарубежных ценных бумагах иностранных выпусков — государственных или иных корпорациях», — отмечает аналитик.
Избыток валюты банки могли бы продать (тому же ЦБ) и направить вырученные рубли на кредитование населения и экономики. Но спрос на кредиты остается слабым, а темпы роста — минимальными.
По данным Росстата, за первый квартал российский ВВП вырос на 0,5%, при этом инвестиции в основной капитал увеличились на 2,3%, а потребление сократилось на 1,4%.
По мнению директора Института стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игоря Николаева, данные по оттоку капитала из России лишний раз подтверждают, что частые заявления наших властей об улучшении экономической ситуации не соответствуют действительности. Хотя министр экономического развития Максим Орешкин ждет роста ВВП в этом году на 2%.
«Отток капитала наглядно демонстрирует, каким образом банковский сектор оценивает перспективы экономики. Если экономика растет, то, естественно, капитал не убегает, а в условиях высокой неопределенности и в ожидания дальнейшего ухудшения ситуации капитал убегает», — говорит Николаев. По мнению эксперта, банковский сектор просто страхуется, выводя средства за рубеж.
По мнению главного экономиста Альфа-банка Натальи Орловой, банки наращивали иностранные активы, потому что не знают, кого кредитовать и куда размещать деньги в России.
Статистика Банка России подтверждает эту оценку. В первом квартале основные показатели деятельности банков снижались: активы — на 1,1% (без учета валютного курса — прирост на 1,02%); кредиты экономике — на 2,1% (–0,5%); кредиты нефинансовым организациям — на 3,1% (–0,9%). Незначительно и в основном за счет ипотеки выросли кредиты физическим лицам — на 0,6% (+0,7%).
Апрель 2017 года был отмечен ростом кредитного портфеля банков, сообщает ЦБ. Но кредитование экономики увеличилось за месяц всего на 1,2%. Банковское кредитование предприятий и нефинансовых организаций — на 1,3%, в первую очередь за счет кредитования крупных компаний. Кредиты физическим лицам — на 1%, до 11 трлн рублей, на фоне роста ипотечного кредитования.