В пятницу Центробанк отозвал лицензии сразу у трех кредитных учреждений: омского банка «СИБЭС», Владпромбанка, а также Международного строительного банка.
На момент отзыва лицензии они находились соответственно на 352, 287 и 423-м местах по размеру активов. СИБЭС и Владпромбанк состояли в системе страхования вкладов, Международный строительный банк — нет.
Как сообщает ЦБ, омский СИБЭС вел крайне рискованную кредитную политику. Банк был основан в 1989 году. Филиалы его расположены в Москве, Новосибирске и Белгороде. Два офиса СИБЭС находились в Омске.
По информации регулятора, банк рефинансировал задолженность физических лиц и проводил «схемные» сделки с приобретенными у микрофинансовых организаций правами требований по потребительским займам. Также банк занимался «фиктивными» операциями по замене активов, чтобы скрыть недосдачу денег в кассе.
«Банк России неоднократно применял в отношении кредитной организации меры надзорного реагирования, включая ограничения на привлечение вкладов населения», — отмечает регулятор.
При этом ЦБ обещает направить в Следственный комитет материалы проверок, выявившие факты предоставления недостоверных отчетов. Как подчеркивает регулятор, СИБЭС не оказывал «существенного влияния на совокупные показатели банковского сектора Омской области».
Не раз ЦБ применял ограничительные меры и в отношении Владпромбанка.
Впрочем, руководство не предприняло попыток наладить работу компании, пишет ЦБ.
Банк попал в поле зрения регулятора из-за сомнительных операций клиентов. Подозрение ЦБ вызвали, например, транзакции по счетам компаний, занимающихся сделками с драгоценными металлами.
Применял ЦБ меры надзорного регулирования и к Международному строительному банку, включая ограничения и запреты на осуществление отдельных операций. В марте ЦБ отключил эту организацию от системы электронных срочных платежей (БЭСП).
«Проблемы у КБ «МСБ» (ООО) возникли вследствие использования крайне рискованной бизнес-модели и низкого качества значительной части активов, обусловленного кредитованием компаний, обладающих признаками отсутствия реальной хозяйственной деятельности.
При этом в деятельности банка прослеживались недобросовестные действия его руководства и собственников, выражавшиеся в выводе активов с ущербом для интересов кредиторов и проведении «схемных» операций, направленных на сокрытие реального уровня кредитного риска. Вследствие возникновения острого дефицита ликвидности КБ «МСБ» (ООО) фактически утратил способность выполнять в полном объеме свои обязательства перед кредиторами», — пишет регулятор.
При этом ЦБ явно не собирается останавливаться на достигнутом. В конце марта глава Банка России Эльвира Набиуллина выступила на съезде Ассоциации российских банков. Она рассказала, что прибыль банков восстановилась до докризисного уровня (1 трлн руб. за 2016 год), а запас капитала достиг 1,8 трлн руб., что в полтора раза выше минимума, который требуют нормативы. Однако это не будет поводом для Центробанка для прекращения зачистки банковского сектора, пообещала она.
В результате кампании, которую начал ЦБ в 2014 году, после прихода Эльвиры Набиуллиной на пост главы Банка России, с рынка ушло уже более 300 банков. «Мы абсолютно точно намерены довести процесс до конца. Для себя мы оцениваем этот срок в два-три года», — предупредила тогда глава ЦБ.
Между тем, как комментирует управляющий директор Национального рейтингового агентства (НРА) Павел Самиев, сейчас на банковском рынке не так много игроков, ведущих рискованную политику, как это было в 2014 году, однако даже среди топ-100 есть такие банки, у которых наблюдается заметное ухудшение качества активов, что уж говорить о банках из второй или третьей сотни.
«Таких банков в первой сотне единицы, но исключать возможность отзыва у них лицензий нельзя», — говорит Самиев.
По словам начальника департамента финансового анализа и экономических исследований КБ «Альба Альянс» Ольги Беленькой, вряд ли на темпы отзыва лицензий ЦБ повлияет закон о пропорциональной банковской системе (закон, разделяющий банки на две категории, 26 апреля одобрил Совфед. — «Газета.Ru»). В частности, закон дает возможность банкам с базовой лицензией выполнять облегченные нормативы.
«Если посмотреть по сообщениям ЦБ, то основная причина отзыва лицензий — фальсификация отчетности и потеря капитала кредитным учреждением. Возможно, банкам будет легче выполнять нормативы в обычной своей деятельности после вступления закона в силу, но если что-то пойдет не так, то и это облегчение не поможет», — резюмирует Ольга Беленькая.