Украина отказывается от любого товара, произведенного на неподконтрольных территориях ДНР и ЛНР. На Совете национальной безопасности и обороны президент Петр Порошенко намерен рассмотреть вопрос о конфискации угля, который добывается в непризнанных республиках и завозится под видом российского. О таком решении глава государства сообщил на заседании фракции БПП.
«На Совет национальной безопасности и обороны будет вынесен вопрос о вероятной конфискации того угля, который сейчас добывается на захваченных шахтах на оккупированных территориях Донбасса и доставляется в Россию. А оттуда под маркой якобы российского угля или какого-то другого — продается в Украине», — заявила представитель президента в Верховной раде Ирина Луценко.
Угольная война
Проблемы с поставками антрацитового угля, большая часть которого добывается на не подконтрольной Украине территории, произошли в начале этого года. Ветераны АТО совместно с несколькими народными депутатами заблокировали железнодорожные поставки из непризнанных республик на территорию Украины. Длительные переговоры, рассказы правительства о возможном падении гривны не дали результатов.
С марта активы украинских бизнесменов в ДНР и ЛНР были национализированы, что вынудило Украину ввести блокаду со своей стороны.
«Все эти действия, включая и возможное решение о конфискации угля, — желание администрации президента надавить на руководство республики, которое должно вернуть активы их собственникам. Больше всего от происходящего пострадал Ринат Ахметов», —
говорит «Газете.Ru» источник, близкий к администрации президента.
Украина испытывает дефицит антрацитового угля, запасы которого, по состоянию на 3 апреля, составили 1,8 млн т. Ежесуточно страна потребляет около 100 тыс. т.
Дефицит антрацитового угля приводит к массовым остановкам работы теплоэлектростанций, которые наблюдаются с начала апреля. Например, Трипольская теплоэлектростанция остановила производство электроэнергии для экономии твердого топлива с 5 апреля, следом за ней из-за дефицита угля работу прекратила Приднепровская ТЭС. Позднее встала Змиевская ТЭС, а с 11 апреля — Криворожская ТЭС (Днепропетровская область), которая входит в состав крупнейшего частного энергохолдинга ДТЭК Рината Ахметова.
«Сегодня ночью остановлено ДТЭК Криворожская ТЭС. Из-за блокады поставок угля из Донбасса с февраля Криворожская ТЭС не получает топливо. Станция работала одним блоком максимально долго, чтобы обеспечить теплом 14 тыс. жителей Зеленодольска до окончания отопительного сезона. Криворожская ТЭС сможет возобновить работу после поступления угля», — говорится в сообщении пресс-службы ДТЭК. Сейчас на складах компании остается около 30 тыс. т угля.
На остальных ТЭС ситуация не лучше: семь из 14 сократили выработку электроэнергии, а шесть работают на одном блоке.
Все это может привести к тому, что часть территории восточных областей останется без света, а жители небольших городков столкнутся с дефицитом воды.
«Отключение воды может привести к негативным экологическим последствиям за пределами зоны АТО — выбросам химических веществ в воду и атмосферу, затоплению шахтными водами значительных территорий», — считает руководитель антикризисного штаба ДТЭК Дмитрий Сахарук.
Отказ от антрацитов в лучшем случае через два года
Правительство пока думает над решением этой проблемы. Например, минэнергоугля планирует увеличить добычу угля за счет модернизации с 5,8 млн до 8,7 млн т в год. «Этого результата удастся достичь благодаря модернизации, техническому переоснащению шахт и введению новых лав. Для этих целей уже в этом году в бюджете заложено 800 млн грн, предусмотрено 1 млрд грн кредитных средств под государственные гарантии», — говорится в сообщении ведомства.
Снизить потери позволит реконструкция энергоблоков украинских ТЭС под потребление углей газовых марок, добываемых на подконтрольных Украине территориях, считает руководитель подразделения по финансовому анализу корпораций небанковского сектора группы ICU Александр Мартыненко.
«В этом году мы ожидаем снижения потребления антрацитов украинскими ТЭС на 40–50%, до 4,5–5,5 млн т, в том числе за счет перевода части энергоблоков «Центрэнерго» на сжигание углей газовых марок. В более долгосрочной перспективе, в течение одного-двух лет, зависимость от антрацитов может исчезнуть», — прогнозирует он.
Однако процесс модернизации в любом случае небыстрый, тем более если бизнесмены откажутся вкладывать в нее средства.