Правительство намерено определиться с реестром неналоговых платежей в апреле этого года. Об этом 17 марта была достигнута договоренность на заседании межведомственной координационной группы, которое провел министр экономического развития Максим Орешкин, рассказали «Газете.Ru» источники в ведомствах и деловых кругах, привлеченные к обсуждению проекта комплексного плана действий правительства до 2025 года.
Различные платы и сборы в федеральный, а также в региональные и муниципальные бюджеты не регулируются Налоговым кодексом, не поддаются оценке с точки зрения фискальной нагрузки на бизнес и вводятся непредсказуемо за счет разнообразных нормативных актов.
Минфин и Минэкономразвития под давлением бизнеса предпринимают уже не первую попытку систематизировать неналоговые платежи, оценить их объем и, возможно, отказаться от некоторых.
В 2016 году дедлайн по инвентаризации неналоговых платежей был установлен правительством на ноябрь. Но работа заглохла после ареста бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева.
Согласно принятой в октябре 2016 года и уже устаревшей «дорожной карте», в декабре 2016 года Минфин должен был представить поправки в Бюджетный кодекс и другие законы, устанавливающие единое понятие платежей бизнеса в пользу казны, которые производятся за рамками Налогового кодекса. Тогда же в законодательство предполагалось ввести понятие о реестре государственных и муниципальных платежей.
В прошлом году Минфин и Минэкономразвития в консультациях с бизнес-организациями составили первый вариант реестра неналоговых платежей. Первая трудность, с которой они столкнулись, — это отсутствие сводных данных поступлений от этих платежей.
Один из первых проектов реестра, который есть в распоряжении «Газеты.Ru», разбит на три группы. К первой группе отнесены платежи, подлежащие включению в реестр, и с этим согласны все участники дискуссии. Таких платежей набралось 24 вида. По большей части из них потребовалось «уточнение сведений», но другая часть неналоговых платежей все же поддалась оценке — суммарно получилось около 214 млрд руб. Наиболее дорогостоящим для бизнеса оказался утилизационный сбор, поступления от которого в федеральный бюджет в 2016 году оценивались в 137,1 млрд руб.
В реестр предлагалось внести и скандально известные платежи с грузовиков максимальной массой свыше 12 тонн (объем поступлений в 2016 году — 16,5 млрд руб.).
Вторая группа объединяла 20 видов платежей, дискуссия по которым еще не завершилась. В третью группу попали 40 видов платежей, учитывать которые в реестре правительство отказалось. В последнюю группу попали не только таможенные сборы, но и страховые взносы.
Как следует из документов, правительство высказывалось против включения в реестр платы за парковку автомобилей, портовых сборов, консульских сборов и платы за водопользование.
В реестр могут также не попасть взносы на капитальный ремонт в многоэтажках и платежи за получение и использование электронной подписи для общения с госорганами.
Как следует из плана мероприятий, в Бюджетном кодексе и других законодательных актах предлагается определить «общие требования к порядку исчисления и размерам платежей, формирующих доходы бюджетов, а также платежей, остающихся в собственном распоряжении государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, выполняющих государственные функции».
Предлагается установить ограничения на введение новых платежей и администрирование уже существующих. Поправки в законодательство должны предусматривать сроки, «ранее которых и позднее которых в текущем году платежи не могут быть введены». Систему предлагается настроить так, чтобы все обязательные, безвозмездные платежи учитывались в доходах бюджетов всех уровней. Предлагается установить правила, по которым запрещено давать обратную силу федеральным законам, устанавливающим новые платежи или ухудшающим положение плательщиков.
Проблема неналоговых платежей обострилась в 2014 году, когда президент поддержал идею моратория на повышение налоговой нагрузки на бизнес. «Понятно, что экологический сбор нужен, мы не против перехода на современные технологии, защиты окружающей среды, но потянет ли дополнительные расходы российский бизнес?» — задается вопросом глава «Деловой России» Алексей Репик.
«Представителей бизнеса очень волнует навязанные услуги, которые фискальные органы хотят утвердить в реестре. Например, всякого рода разрешения на экспертизу, на мониторинги. Например, без справки Института на разрешения на пользование Wi-Fi твой трактор не сможет собрать урожай где-нибудь в Кировской области», — иронизирует Репик.
Кроме того, государство должно сравнивать налоговую и неналоговую нагрузку в целом в разных юрисдикциях вроде Польши, Казахстана или Канады и снимать излишки, чтобы создать конкурентную среду», — говорит Репик
Ранее глава ТПП Сергей Катырин рассказал «Газете.Ru» о том, что «мы насчитали около 70 неналоговых платежей в разных вариациях на федеральном и региональном уровне».
По его словам, «по итогам 2016 года такие платежи составят около 1% ВВП».
На прошлой неделе во время съезда РСПП председатель совета директоров Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин сообщил, что сегодня существует порядка 100 неналоговых платежей и они беспрестанно растут. «28 февраля этого года утвержден новый вид платежей за электроэнергию для переработки твердых бытовых отходов. 35 млрд руб. промышленность заплатит через электроэнергию за утилизацию ТБО. Опять неналоговый платеж», — негодовал Лисин.
Владимир Лисин настаивает на том, что «при работе над базовым законом о неналоговых платежах необходимо рассмотреть все виды неналоговых платежей, а не те, которые легко администрируются, и, в общем-то, сформировать реестр этих неналоговых платежей как федерального, так и регионального и муниципального уровней, иначе мы просто запутаемся во всех этих историях».
Глава РСПП Александр Шохин во вторник подтвердил «Газете.Ru», что консультации по поводу неналоговых платежей и их законодательного оформления возобновились в рамках подготовки плана правительства. «Вы видите, что на первом месте у нас стоит неналоговая нагрузка, неналоговые платежи. Все бизнес-объединения считают, что нужен и реестр неналоговых платежей, и законодательное оформление неналоговых платежей, процедур, схожих с теми, которые прописаны в Налоговом кодексе», — сказал глава РСПП.