Неналоговая реформа на скорую руку
С ноября 2016-го по июнь 2017 года Минэкономразвития и Минфин запланировали проведение стремительной реформы неналоговых платежей.
В ноябре должна завершиться инвентаризация существующих платежей.
Уже в декабре 2016 года Минфин должен представить поправки в Бюджетный кодекс и другие законы, устанавливающие единое понятие платежей бизнеса в пользу казны, которые производятся за рамками Налогового кодекса.
Тогда же в законодательство будет введено понятие о реестре государственных и муниципальных платежей. Это следует из «дорожной карты» по систематизации и формированию единого перечня неналоговых платежей, которая в середине октября направлена Минэкономразвития в правительство («Газете.Ru» удалось ознакомиться с содержанием документа).
«Дорожная карта» была разработана, Минфин принимал активное в ней участие. Надеемся, что она будет утверждена в ближайшем будущем и мы приступим к ее реализации», — сообщили «Газете.Ru» в Минфине.
Как следует из плана мероприятий, в Бюджетном кодексе и других законодательных актах предлагается определить «общие требования к порядку исчисления и размерам платежей, формирующих доходы бюджетов, а также платежей, остающихся в собственном распоряжении государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, выполняющих государственные функции».
Предлагается установить ограничения на введение новых платежей и администрирование уже существующих. Поправки в законодательство должны предусматривать сроки, «ранее которых и позднее которых в текущем году платежи не могут быть введены». Систему предлагается настроить так, чтобы все обязательные, безвозмездные платежи учитывались в доходах бюджетов всех уровней. Предлагается установить правила, по которым запрещено давать обратную силу федеральным законам, устанавливающим новые платежи или ухудшающим положение плательщиков.
Отдельным пунктом предлагается на законодательном уровне закрепить «обязательность проведения оценки социально-экономических последствий» для предприятий проектов актов, направленных на введение в действие новых платежей или изменение основных характеристик действующих.
Негосударственным организациям предлагается сохранить право собирать платежи, связанные с оказанием государственных или муниципальных услуг. Но оставлять их в своем распоряжении будет возможно только в случаях, установленных федеральными законами, говорится в документах.
В Минэкономразвития «Газете.Ru» подтвердили, что такие предложения действительно были направлены в правительство в октябре в рамках исполнения поручения президента Владимира Путина. Поручение было дано после мартовского съезда Торгово-промышленной палаты (ТПП), в котором принимал участие и президент, уточнил представитель ведомства.
Сначала мораторий
Реформу неналоговых платежей предлагается начинать мораторием на введение всех новых платежей уже в ноябре 2016 года.
Мораторий должен продлиться до принятия федерального закона, «устанавливающего общие требования к порядку их исчисления, размерам и срокам введения в действие». Для этого требуется только решение премьер-министра Дмитрия Медведева — согласно плану мероприятий такой мораторий может быть объявлен поручением правительства РФ.
«Минфин такой подход в целом поддерживает. Очень важно обеспечить предсказуемость условий деятельности для предприятий и прозрачность системы взимания всех платежей в бюджетную систему», — сказали в ведомстве.
Для бизнеса этот пункт плана не менее важен, чем сама реформа. «Мораторий — принципиальный вопрос, он не даст повысить нагрузку», — сказал «Газете.Ru» президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин.
По его словам, сейчас в Госдуме лежат два законопроекта: один вводит новые платежи на игорный бизнес, другой — платежи на грузовые перевозки на региональном уровне по аналогии с системой «Платон».
«Особенно нас волнует транспортный сбор на региональном уровне — это очень серьезная нагрузка на бизнес, и она обязательно отразится на конечной цене продукции и на уровне инфляции в целом», — говорит Катырин.
По его мнению, мораторий не позволит появиться новым платежам до того, как вся система не будет унифицирована.
ТПП предложила правительству не только систематизировать существующие неналоговые платежи. «Мы также говорили, что нужно по каждому платежу разобраться, для каких целей он собирается, куда он тратится и насколько это политически, экономически, экологически и т.д. необходимо, кто администрирует этот платеж», — продолжает Катырин.
Если эти планы будут реализованы и реестр неналоговых платежей действительно появится, будет решен основной спор между властями и бизнесом о том, насколько велика и справедлива фискальная нагрузка на бизнес.
По оценке Минфина, которая приводится в «Основных направлениях развития налоговой политики на 2017–2019 годы», указано, что фискальная нагрузка на экономику России в 2015 году составила 30,77% ВВП, что значительно меньше, чем в среднем по странам ОЭСР (34,44%). Без нефтегазовых доходов нагрузка еще ниже — 21,72%.
«С учетом неналоговых платежей фискальная нагрузка окажется гораздо выше», — говорит Катырин.
Это, по его мнению, позволит в дальнейшем говорить и о пересмотре некоторых платежей.
Цена реформы
Главная особенность этого вида фискальной нагрузки — в действующем бюджетном и налоговом законодательстве отсутствует единое определение неналоговых платежей. Они вводятся за рамками Налогового кодекса, устанавливаются как федеральными, так и региональными законами. Зачастую их администрируют уполномоченные организации, не являющиеся органами исполнительной власти.
Участники дискуссии по-разному оценивают стоимость реформы. «Реализация «дорожной карты» позволит в том числе сформировать точную оценку общих объемов неналоговых платежей, сейчас оценки разнятся в зависимости от критериев, по которым платежи отбираются», — сказал представитель Минфина.
«Мы насчитали около 70 неналоговых платежей в разных вариациях на федеральном и региональном уровне», — говорит Катырин.
По его словам, «по итогам 2016 года такие платежи составят около 1% ВВП, и это очень серьезная сумма, которую выплачивают предприниматели и которая остается за кадром, когда считают налоговую нагрузку на бизнес».
После осеннего уточнения федерального закона о бюджете на 2016 год размер ВВП в этом году увеличен правительством с 78,67 трлн до 82,81 трлн руб. Таким образом, оценка неналоговых платежей, сделанная президентом ТПП, составляет около 800 млрд руб. в год.
Год назад в Белом доме назывались большие суммы — в правительстве предпринимают не первую попытку инвентаризировать и унифицировать систему неналоговых платежей. Этой темой Белый дом занимался всю первую половину 2015 года — ее инициировал премьер-министр Дмитрий Медведев после консультаций с бизнесом в конце 2014 года. До июня 2015 года в Минэкономразвития составлялись списки неналоговых платежей, которые сократились со 120 позиций до 20.
Наконец, в июне прошлого года премьер-министр провел совещание, на котором было заморожено увеличение ставок по восьми платежам до 1 декабря 2019 года.
В июне прошлого года правительство сообщало о том, что заморозка должна сэкономить бизнесу до 1,87 трлн руб. в год.
«Потом этот процесс стал затухать, и у нас продолжается вакханалия с введением этих платежей», — говорит Сергей Катырин.
Какое-то время в Минэкономразвития продолжала собираться рабочая группа с участием представителей бизнеса, которая еще предпринимала попытки проводить инвентаризацию, — последний раз в феврале 2016 года. Последний доклад Минэкономразвития в правительство на эту тему датирован октябрем 2015 года, рассказал «Газете.Ru» чиновник из финансово-экономического блока правительства. По его словам, из доклада следовало, что ведомства, которым в июне прошлого года было предписано участвовать в подготовке нормативных актов по заморозке восьми платежей, уклонились от исполнения решений совещания у премьер-министра. В том докладе перечислены основные администраторы неналоговых платежей: МЧС, Минсельхоз, Минприроды, Минтранс, Минэнерго и ЦБ, указал чиновник.
Итоги прошлогодней заморозки еще не подвели и в ТПП.
Изъятие из неописанного
В ТПП настаивают на том, чтобы все платежи, которые не указаны в Налоговом кодексе, попали в реестр. Необходимо, чтобы и исполнительная, и законодательная власть, и бизнес имели полную картину размеров платежей: было видно, какие платежи берутся со всех участников, а что платят отдельные отрасли, говорит Сергей Катырин.
Напротив, Минфин и Минэкономразвития в своем плане мероприятий уже согласились на изъятия. В документах говорится, что мораторий не будет распространяться на таможенные или иные пошлины и страховые взносы.
Эти платежи не учитываются Налоговым кодексом, и в первых вариантах «дорожной карты» их не предполагалось исключать из моратория. Отдельно эти платежи исключены и из раздела, описывающего формат будущих правок Бюджетного кодекса по формированию реестра неналоговых платежей.
Тем самым уже обещанное Минфином повышение страхового взноса с 30 до 30,8% с 2019 года для исполнения майских указов 2012 года по повышению зарплат врачам уже выведено за рамки реформы неналоговых платежей. Также за рамками этой реформы останется и предстоящая дискуссия о будущих размерах страховых взносов в ПФР. Остальные неналоговые платежи, согласно «дорожной карте», Минфин оформит в реестр государственных и муниципальных платежей уже в июне 2017 года.
Но такая оперативность исполнительной власти для бизнеса необычна. «Подозреваю, что план, который вы держите в руках, есть, но успешность его выполнения в намеченные сроки маловероятна. Чтобы закон был готов в декабре этого года, я такого вообще не представляю», — сказал Сергей Катырин. По его словам, проекта закона в бизнес-среде не видели, и «скорее всего дискуссия будет иметь более длительный период».
Вице-президент «Опоры России» Марина Блудян также считает предложения Минэкономразвития и Минфина нереалистичными. По ее словам, большая часть платежей, которые сейчас осуществляет бизнес, идут не в бюджеты, а сторонним организациям: «У нас образовался целый класс людей, которые не относятся ни к бизнесу, ни к госслужащим, — это люди, которые осуществляют контроль и надзор за деньги и постоянно продуцируют новые платежи».
По ее словам, даже первая, прошлогодняя попытка правительства заморозить восемь платежей никак не отразилась на фискальной нагрузке на небольшие предприятия. «Когда мы исследовали принятые решения, оказалось, что к нам, малым и средним предпринимателям, это вообще не имело отношения, а касалось только крупных компаний», — сказала Марина Блудян.