«Газпром» вложит в газотранспортную систему Киргизии 100 млрд рублей. Такое заявление сделал президент России Владимир Путин по итогам встречи с киргизским коллегой Алмазбеком Атамбаевым. По словам Путина, «Газпром» ведет масштабную работу по реализации программы газификации Киргизии, которая рассчитана на срок до 2030 года.
Инвестиции «Газпрома» приведут к повышению уровня газификации Киргизии с нынешних 22 до 60%, заявил российский президент.
В апреле 2014 года «Газпром» за $1 приобрел 100% компании «Кыргызгазпром», владеющей киргизской ГТС и являющейся единственным поставщиком в Киргизию газа из Узбекистана и Казахстана. Символическая цена объяснялась тем, что «Газпром» уже тогда принял на себя обязательства инвестировать в газотранспортную систему республики.
Но тогда речь шла лишь о 20 млрд рублей. Курс доллара с апреля 2014 года значительно вырос, но отнюдь не в пять раз. Курс ЦБ на 10.04.2014 (день подписания соглашения) составлял 35,75 рубля за доллар. Сейчас доллар стоит 57,9 рубля.
Впрочем, 100 млрд рублей за 14 лет — сумма для «Газпрома» незначительная, в год придется инвестировать всего около 7 млрд рублей. Для сравнения: чистая прибыль компании за девять месяцев прошлого года составила 709,3 млрд рублей.
«Затраты на Киргизскую ГТС, безусловно, не станут критичными для «Газпрома», — комментирует аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. — Но у компании и без того весьма обширная инвестиционная программа. В первую очередь это строительство новых газопроводов: «Северный поток – 2», «Турецкий поток», «Сила Сибири». Учитывая это, следует ожидать роста долговой нагрузки «Газпрома».
Проблема в том, что сама целесообразность расходов на киргизскую ГТС, несмотря на их незначительность для столь крупной компании, как «Газпром», вызывает серьезные сомнения.
«Для газификации Киргизии, учитывая ее размеры, 7 млрд рублей в год — фантастические объемы затрат, — указывает завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. — Для сравнения: затраты «Газпрома» на газификацию России в 2016 году должны были составить всего 25 млрд рублей». %
По словам Агибалова, даже объемы собственно потребления газа в Киргизии (по данным самого «Газпрома», около 300 млн кубов в год, причем около 90% ввозится из соседних стран) несопоставимы с запланированными объемами инвестиций российской компании.
Интерес «Газпрома» к Киргизии объяснить сложно. Вряд ли это киргизские запасы углеводородов — «Газпром» уже работает в Киргизии, но, по оценкам самой компании, запасы в республике составляют 6 млрд кубометров. Для сравнения: в прошлом году «Газпром» только в дальнее зарубежье экспортировал почти 180 млрд кубов, то есть в 30 раз больше.
«Газпром» часто используется для политических «разменов», — говорит Сергей Агибалов. — Вероятно, необъяснимо гигантские инвестиции в киргизскую ГТС являются своеобразным трансфером в пользу Киргизии в рамках Евразийского экономического союза».
Профессор Высшей школы экономики политолог Николай Петров полагает, что в данном случае демонстрация хорошего отношения России к Киргизии предназначена для того, чтобы показать все положительные стороны партнерства в ЕАЭС.
«И показать это Россия хочет в первую очередь Белоруссии, демонстрируя, во-первых, преимущества ЕЭАС, а во-вторых, показывая, что на Белоруссии как союзнике свет клином не сошелся», — поясняет политолог.
С Белоруссией Россия спорит на протяжении уже почти года. Причиной спора стали цены на российский газ, которые, как считает Белоруссия, для нее должны быть такими же, как на внутреннем рынке России. Причем Минск, говоря об этом, апеллирует именно к ЕАЭС, который предполагает унификацию цен на газ в странах союза. Отстаивая свою позицию, Белоруссия с прошлого года начала оплачивать российские газовые поставки исходя из собственного представления о справедливой цене, в результате чего объем задолженности на сегодняшний день составил уже $600 млн.
Минск обещал погасить долг еще в октябре прошлого года (тогда, правда, он был вдвое меньше), но в итоге так и не погасил. В ответ Россия ограничила поставки нефти в Белоруссию. На данный момент стороны продолжают переговоры, которые, как говорил в понедельник вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, протекают «сложно».
Сегодня, 28 февраля, президент России Владимир Путин заявил, что считает естественными споры между странами-соседями, в том числе между Россией и Белоруссией.
«Споры всегда есть, и я уверен, что мы найдем выход из любых, даже, казалось бы, очень трудных ситуаций, — заявил Путин. — У нас и с белорусскими нашими друзьями идут споры и поиски решений этих спорных вопросов».