«Роснефь» намерена приобрести 51% киргизского аэропорта Манас (23 км от Бишкека). Об этом компания сообщила вечером в среду. Глава «Роснефти» Игорь Сечин и вице-премьер Киргизии Джоомарт Оторбаев подписали меморандум о намерениях, согласно которому российская госкомпания направит на выкуп акций и инвестиции в актив до $1 млрд. В частности, речь идет о создании крупного международного авиалогистического хаба. В сообщении «Роснефти» отмечается, что успешная реализация данной сделки «предполагает возможность разработки и реализации комплексной программы по авиатопливообеспечению воздушных судов в аэропортах Кыргызской Республики».
Причем Манас (точнее, его филиал в городе Ош) уже стоит в планах «Роснефти» по обеспечению топливом. Ранее в среду госкомпания сообщила, что Сечин и глава Манаса Албек Ибраимов подписали рамочное соглашение о покупке «Роснефтью» 50% в компании ИНТЭК — собственнике и топливном операторе Ошского аэропорта. Стороны планируют реконструировать существующие мощности топливно-заправочного комплекса в Оше.
«Киргизские аэропорты привлекательны и удобны с точки зрения транзита, их транзитный потенциал весьма велик, — отмечает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — Следовательно, велика возможность базирования тяжелых самолетов, что позволяет поставлять крупные объемы топлива». Согласно прошлогоднему приказу президента Киргизии Азмазбека Атанбаева, на базе ОАО «Международный аэропорт Манас» должен быть создан трансконтинентальный авиационный хаб, что сделает Манас одним из крупнейших авиахабов в евразийской зоне.
По словам Пантелеева, интерес «Роснефти» к киргизским авиаактивам также может быть связан с тем, что советником Игоря Сечина является совладелец холдинга «Новапорт» (владеет долями в ряде российских аэропортов) Роман Троценко.
Кстати, ранее сообщалось, что на одном из заседаний киргизско-российской межправительственной комиссии Минтранс РФ и министерство транспорта и коммуникаций Киргизии выработали схему передачи аэропортов Манас и Ош в доверительное управление именно «Новапорту». В компании «Газете.Ru» сказали, что пока ситуацию не комментируют.
Манас долгое время был транзитной авиабазой ВВС США в Киргизии. Однако в этом году по решению Бишкека американцы должны уйти из этой страны. Причем считается, что Москва оказывала поддержку нынешней правящей партии Киргизии именно из-за того, что бывший глава государства Курманбек Бакиев обещал ликвидировать американскую базу, получил российскую поддержку, но своего слова в итоге не сдержал.
В прошлом году сообщалось, что проектом создания трансконтинентального хаба на базе Манаса заинтересовались китайцы. КНР в последнее время вообще активно продвигает свои интересы в Киргизии. За последние пять лет доля китайских инвестиций в экономику среднеазиатской страны выросла в десять раз. КНР также делает большие вложения в киргизскую экономику, открывая совместные предприятия, а также покупая предприятия и компании республики. Согласно официальной статистике Бишкека о деятельности компаний с иностранным капиталом на территории Киргизии, Китай занимает одно из лидирующих мест по количеству предприятий с иностранным капиталом, действующих на территории страны, а также лидирует по количеству предприятий с полным участием иностранного капитала .
Крупные компании из КНР получили в свое распоряжения ряд стратегически важных инфраструктурных объектов: под управлением Китайско-Киргизского совместного венчурного фонда находится один из крупнейших в стране цементных заводов (Кызыльский), ряд международных трасс, а также предприятие по строительству и обслуживанию энергетических объектов и аэропортов. Поднебесная также активно вкладывает средства и в инфраструктурные проекты, например инвестируя в строительство нефтеперерабатывающего предприятия и гидроэлектростанций на территории Киргизии.
«Входя в авиаактивы Киргизии, «Роснефть» выступает проводником политической воли Москвы, — говорит первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Во-первых, Кремль не хочет допустить, чтобы в транспортные активы вошел сторонний игрок, в первую очередь Китай. А киргизская элита склонна маневрировать между игроками, именно поэтому России необходимо закрепить за собой ключевые позиции».
«Роснефть» в этом плане не пионер: ранее в Киргизию пришел «Газпром», получивший за $1 100% «Кыргызгаза» (монополист на газовом рынке Киргизии), со всеми его газопроводами, газораспределительными станциями, хранилищами и иным имуществом. Правда в обмен «Газпром» пообещал инвестировать в модернизацию газовой инфраструктуры не менее 20 млрд руб.
Вторым важным моментом с точки зрения геополитики, по словам Макаркина, является то, что Манас — это ворота в Афганистан.
«Ситуация в Афганистане непредсказуемая, а в Москве хорошо помнят 1996 год, когда талибы (организация запрещена в России) при поддержке Пакистана не только захватили Кабул, но и вплотную подошли к границам Таджикистана, что создало реальную угрозу союзникам России в Центральной Азии,
— напоминает политолог. —
В случае если Афганистан опять «взорвется», Манас будет использован Россией для поддержки своих партнеров по ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности), а туда входят и Киргизия, и Таджикистан».