Минфин начал разработку поправок в Налоговый кодекс, которые должны ввести акцизы на парфюмерно-косметическую продукцию и бытовую химию, содержащие бытовой спирт. Соответствующее извещение размещено на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов.
По словам министерства, цель нововведений — «противодействие употреблению населением спиртосодержащих жидкостей в пищевых целях, а также обеспечение контроля за использованием этилового спирта, направляемого на производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции и продукции бытовой химии».
Cейчас обсуждается вариант установить на парфюмерную продукцию и бытовую химию такие же акцизы, как и на крепкий алкоголь. Максимальная из действующих ставок — 523 рубля на литр безводного этилового спирта (для напитков крепостью свыше 9%).
«В конце декабря мы участвовали в совещании по этому вопросу. Тогда предполагалась следующая схема. Если производитель продукции, содержащей спирт, в течение трех-четырех месяцев подтверждает, что использовал спирт по назначению — на выпуск парфюмерно-косметической продукции, то он получает налоговый вычет в размере акциза», — сообщил «Газете.Ru» Петр Бобровский, исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены (АППИК БХ).
Хотя, учитывая налоговый вычет, дополнительной финансовой нагрузки добросовестные производители не несут, как отметил Бобровский, на них все равно ляжет дополнительная нагрузка из-за увеличения документооборота.
«Дополнительные бумаги проблему суррогата не решат, просто вырастет нагрузка на бизнес. А производители суррогата наверняка найдут способ обойти законодательство», — говорит он.
Напомним, что вопрос о введении дополнительных акцизов стал активно обсуждаться после того, как в Иркутской области 77 человек насмерть отравились концентратом для ванн «Боярышник» (доля содержания в нем спирта «не более 93%»). После этого президент России Владимир Путин дал поручение ужесточить правила оборота спиртосодержащей продукции. Помимо этого было поручено усилить ответственность за преступления, связанные с производством и продажей подобной продукции.
При этом далеко не все считают, что введение дополнительных акцизов позволит решить проблему суррогатов.
В конце декабря 2016 года «Интерфакс» писал, что в Министерстве экономического развития считают, что существующих инструментов достаточно для контроля за оборотом спирта и, соответственно, во введении акцизов нет смысла.
Сегодня, 8 февраля, в пресс-службе Минэкономразвития «Газете.Ru» сообщили, что не знакомы с новыми предложениями Минфина, и не стали комментировать инициативу коллег.
Участники рынка уверены, что этот шаг никак не поможет контролю за спиртосодержащей продукции.
«У нас вызывает непонимание следующее: все производство, связанное со спиртом, уже подключено к ЕГАИС. Информация, куда идет спирт, доступна в реальном времени. Государство видит все движение спирта, легко понять, если где-то большой объем спирта пропал, значит, он пошел на производство суррогата. Зачем производителю еще раз получать бумагу, которая подтвердит, что он добросовестный, если государство и так видит, что он добросовестный?» — задается вопросом Бобровский.
По мнению Дмитрия Несветова, главы комитета по бытовому обслуживанию МО «Опора России», проблема отравления суррогатами лежит совершенно в другой плоскости.
«Проблема есть, но эта проблема — абсолютно другого рода. Для всех абсолютно понятно, и для производителей, и для проверяющих органов, что «Боярышник» на самом деле — для внутреннего потребления. Введение акцизов эту проблему не решит, надо просто разрушить этот молчаливый консенсус. Это скорей криминально-административная история, нежели фискально-налоговая», — полагает эксперт.
Рассчитывая решить проблему за счет дополнительных налоговых мер, Минфин, по мнению Несветова, впадает в самообман.
«Это просто попытка впасть в иллюзию тотального контроля. Если мы обложим все акцизами и поставим под жесткий контроль, то никаких историй, типа иркутской, не будет, уверены авторы подобных инициатив. Но они ищут не там, где потеряли. Это не даст ожидаемого результата, просто разгонит цены на потребительском рынке», — считает Несветов.