Украина все активнее отбирает газ из подземных газохранилищ. По данным «Укртрансгаза» на 4 февраля, в ПХГ было 9,58 млрд куб. м — менее трети от общей возможной загрузки. Год назад на 3 февраля резервы топлива в хранилищах составляли 10,95 млрд куб. м, то есть были больше примерно на 14,3%. При этом прошлая зима была значительно мягче.
Россия ранее неоднократно предупреждала о рисках, связанных с возможной нехваткой газа в украинских ПХГ, что может привести к нарушению транзита российского газа в Европу через территорию Украины. Глава «Газпрома» Алексей Миллер 24 января указывал, что с 15 января темпы отбора газа из хранилищ выросли более чем на 40%.
Киев, в свою очередь, неоднократно заявлял, что газа для прохождения отопительного сезона в ПХГ достаточно и к его окончанию должно остаться не менее 6 млрд куб. м. Кстати, разрыв по сравнению с показателями прошлого года медленно, но сокращается: если на 5 января 2017 года в ПХГ находилось 11,714 млрд куб. м, то на 5 января 2016 года — 13,357 млрд куб. м. Таким образом, разрыв в начале года составлял 1,643 млрд куб. м против 1,37 млрд куб. м в конце прошлой недели.
«За счет падения промышленности и роста тарифов потребление упало и, следовательно, упал отбор из хранилищ, — поясняет украинский эксперт в сфере энергетики, бывший пресс-секретарь «Нафтогаза Украины» Валентин Землянский. — В январе 2017 года отбор был на 600 млн куб. м меньше, чем в прошлом году. Пока идем в графике, до конца февраля будем иметь в хранилищах 7,5 млрд куб. м, если скорость отбора будет аналогична январской».
Сможет ли Украина обойтись без закупок газа у России в марте, по словам эксперта, зависит от погоды.
«С учетом характера зимы высока вероятность того, что запасов газа в ПХГ будет достаточно для удовлетворения потребителей внутри страны и обеспечения транзита, — комментирует сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. — Что, впрочем, не отменяет риски обеспечения поставок на пиках потребления в холодные дни окончания зимы».
При этом, по словам Марунича, «Нафтогаз» всеми силами пытается избежать приобретения российского газа. «Зато закупки из Европы по реверсу в январе выросли в 1,6 раза», — указывает эксперт.
Украина ранее говорила, что в принципе не против закупить у «Газпрома» дополнительные объемы, но требовала подписать допсоглашение к действующему контракту. Основным пунктом дополнительного соглашения, по мнению Киева, должно стать выведение новых поставок из-под действия принципа take-or-pay («бери или плати»), согласно которому контрагент должен оплачивать определенную долю законтрактованного газа вне зависимости от того, сколько топлива было отобрано в реальности.
Россия от подписания допсоглашения отказалась, аргументируя это тем, что в данный момент в Стокгольме разбираются взаимные претензии «Газпрома» и «Нафтогаза», касающиеся в том числе и take-or-pay.
Но основной проблемой как для украинского государства, так и для населения сейчас является даже не возможная нехватка газа, а высокий уровень тарифов на ЖКУ.
Коммунальные счета в Киеве доходят до $250, что примерно на 25% превышает средний уровень зарплаты, сообщает Bloomberg.
«Долги за газ растут, — комментирует Дмитрий Марунич. — Только предприятия коммунальной энергетики должны «Нафтоагзу» более 24 млрд грн (около $960 млн)».
По статистике за 2016 год, приведенной Маруничем, общий уровень оплаты услуг ЖКХ и энергоносителей снизился со стандартных 97 до 84%.
В январе сообщалось, что «Нафтогаз» уже начал ограничивать поставки должникам.
По словам Валентина Землянского, картину сильно искажают государственные субсидии, оформленные более чем на 50% домохозяйств. «Большая часть населения Украины находится на «социале» у государства, что является прямым доказательством неподъемности тарифов», — говорит эксперт.