В пятницу завершается 47-й Всемирный экономический форум в Давосе. В 2017 году в форуме приняли участие главы 50 государств, а также 2,5 тыс. бизнесменов из 140 стран. Россию представляли первый вице-премьер Игорь Шувалов и министр экономики Максим Орешкин, а также представители крупного бизнеса: глава Сбербанка Герман Греф, глава ВТБ Андрей Костин, президент РУСАЛа Олег Дерипаска, председатель правления «Роснано» Анатолий Чубайс и другие.
В этот раз представители мирового политического и экономического истеблишмента обсуждали Четвертую индустриальную революцию, способствующую, помимо прочего, взаимной интеграции физических, информационных и биологических систем.
Несмотря на усилия организаторов, пытавшихся сбалансировать повестку форума, главной его темой стал приход к власти в США миллиардера Дональда Трампа.
Глава «Роснано» Анатолий Чубайс в пятницу сказал, что «такого ужаса», вызванного фигурой Трампа, он наблюдал в Давосе лишь один раз — в 2009 году, когда разгорался экономический кризис.
Трамп еще до инаугурации сделал ряд жестких заявлений, способных повлиять на развитие международных отношений. Например, избранный президент США пригрозил начать торговую войну с Китаем, потребовал от американского бизнеса развивать производство на территории Штатов, пообещал отменить Парижские климатические соглашения, критиковал НАТО и, напротив, положительно высказывался по поводу перспектив сотрудничества с Россией.
В ходе форума против торговых войн и в поддержку Парижского соглашения высказался тот же Китай. Председатель КНР Си Цзиньпин напомнил, что последнее далось большим трудом, и все подписанты должны придерживаться соглашения, так как «это наши обязательства в отношении будущих поколений».
Озабоченность Китая вполне понятна — только за последний месяц в стране высочайший, красный уровень экологической угрозы. Связано это в первую очередь с выбросами угольных ТЭЦ, из-за которых в некоторых китайских мегаполисах буквально не видно неба. Уголь занимает лидирующую позицию в энергобалансе КНР, однако китайцы стараются постепенно замещать угольную генерацию.
Кстати, глава французской Total Патрик Пуянне отметил роль углеродного налога в смещении энергобаланса. Налог (он же «углеродный сбор») представляет собой дополнительные платежи, взимаемые с предприятий, осуществляющих углеродосодержащие выбросы в атмосферу. Применение этого сбора как раз и прописано в Парижском соглашении.
В качестве примера французский бизнесмен привел Великобританию, где введение налога в размере $20 (за выброс тонны эквивалента СО2. – «Газета.Ru») позволило всего за два года сместить энергобаланс от угля в сторону газа.
Бывший генсек ООН по климату Кристина Фигерес в продолжение темы вообще заявила, что в мире уже просто нет места для новых угольных проектов.
Высказался в поддержку налогового регулирования выбросов в атмосферу и один из лидеров российского бизнеса, глава и совладелец РУСАЛа Олег Дерписка. При этом он отметил, что многие страны увеличивают рост потребления угля, фактически прикрываясь при этом энергетикой на основе возобновляемых источников.
«Это своего рода пропаганда, — сказал Дерипаска в ходе панельной дискуссии «Переход на чистую энергию». — Но когда вы смотрите на абсолютные числа, вы видите, что угля становится больше, все больше угольной энергетики».
По мнению главы РУСАЛа, ни одна компания не изменит свою стратегию энергопотребления, пока текущая стратегия остается прибыльной.
В целом же Россия говорила больше о привлечении инвестиций, причем в выступлениях представителей РФ хоть и не впрямую, но достаточно явно была обозначена тема отмены экономических санкций. На этом фоне традиционная критика в адрес России со стороны делегации США, которую в отсутствие избранного президента возглавлял вице-президент Джо Байден, звучала уже не столь убедительно. Так, Байден заявил, что российский президент Владимир Путин пытается «уничтожить европейский проект», и выразил уверенность в том, что РФ по меньшей мере пыталась вмешаться в ход президентских выборов в Америке. В связи с этим Байден призвал Европу усилить защиту киберпространства, а заодно и повысить уровень энергонезависимости.
«Москва пытается посеять раздор среди западных наций», — заявил американский вице-президент.
Вместе с тем интерес к российским мероприятиям в Давосе был чрезвычайно высок. На прошедшей при переполненном зале сессии «Россия в мире» первый вице-премьер Игорь Шувалов отметил, что российское правительство ожидает роста ВВП на 1–2%. При этом все средства, вырученные государством от продажи нефти (при стоимости барреля выше $40), будут поступать в резервные фонды.
По словам первого вице-премьера, российский кабмин рассчитывает на начало в ближайшем будущем «серьезного движения прямых иностранных инвестиций», благо экономика РФ «выглядит достаточно здоровой».
«Мы сейчас находимся в ситуации, когда нет ни одного пузыря ни на одном рынке — ни на рынке недвижимости, ни на рынке ценных бумаг, нигде», — заявил Шувалов.
По словам Шувалова, кабинет министров рассчитывает, что «вот-вот начнется серьезное движение прямых иностранных инвестиций», поскольку экономика «выглядит достаточно здоровой».
Аналогичное заявление сделал министр экономического развития Максим Орешкин агентству Bloomberg. По словам российского чиновника, инвесторы, отказывающиеся вкладывать деньги в Россию сегодня, впоследствии могут пожалеть о своем решении.
Олег Дерипаска, говоря о перспективах российской экономики, отметил, что ее зависимость от цен на сырье чрезмерно завышена и необходимо развивать экспортный потенциал обрабатывающих отраслей. При этом санкции, по мнению бизнесмена, в 2017 году не отменят.
Что касается Трампа, то, как заявил Дерипаска в интервью телеканалу RT, для России важнее, кто руководит Германией, так как для РФ в целом важна именно европейская ситуация.