Авиасообщение между Россией и Таджикистаном было восстановлено, не успев прекратиться. Таджикские авиавласти выдали разрешение на выполнение рейсов авиакомпании «Ямал» из аэропорта Жуковский.
Если бы Таджикистан не согласовал полеты российской авиакомпании, с полуночи 22 декабря Минтранс России был готов временно приостановить авиасообщение между странами.
Конфликт между Москвой и Душанбе разгорелся на фоне того, что Таджикистан не согласовал два рейса «Ямала» из Жуковского в Душанбе (YC747) и Худжанд (YC791), которые должны были вылететь 20 и 21 декабря. Авиаперевозчик был вынужден перенести рейсы на неопределенный срок и снабдить пассажиров горячим питанием и разместить их в гостиницах.
В аэропорту Жуковский рассказали, что 20 декабря пассажиры рейса YC747 успели пройти таможенный и паспортный контроль и ждали вылета, когда стало понятно, что из-за отсутствия разрешения рейс будет перенесен. «Мы не отменяем, а переносим рейс в Душанбе. Надеемся, что завтра получится отправить пассажиров в Таджикистан», — говорил коммерческий директор «Ямала» Андрей Дубров 20 декабря, сообщил ТАСС.
Нежелание Душанбе согласовывать полеты из Жуковского связано с тем, что, по его мнению, Жуковский является четвертым аэропортом Московского авиационного узла наравне с Домодедово, Внуково и Шереметьево.
Поэтому увеличение количества российских авиаперевозчиков на рейсах из Москвы в Таджикистан является нарушением двусторонних межправительственных соглашений, которые закрепляют количество перевозчиков и частоту полетов между двумя странами.
Российские авиавласти возражают, что аэропорту Жуковский присвоен статус регионального, подмосковного, а не московского аэропорта. Таким образом, российские авиакомпании не нарушают действующие соглашения.
Такой же конфликт возник между двумя странами в начале ноября 2016 года, когда Таджикистан отказался выдавать разрешение на выполнение полетов из Жуковского авиакомпании «Уральские авиалинии». Российский Минтранс тогда также заявлял о готовности приостановить авиасообщение между двумя странами.
«Попытка таджикской стороны определить статус российского аэропорта нарушает суверенитет властей РФ на своей территории», — сообщили в Минтрансе (цитата по «Коммерсанту»). Ведомство также напомнило, что основные пассажиры на маршрутах между двумя странами — это «таджикские трудовые мигранты, обеспечивающие за счет РФ до 48% ВВП Таджикистана». В конце концов в том же месяце таджикские авиавласти согласились выдать разрешение на полеты «Уральских авиалиний» в Худжанд и Душанбе.
В отношении авиакомпании «Ямал» Таджикистан занял более жесткую позицию. Как отметил источник ТАСС в минтрансе республики, «Ямал» не дождался истечения срока рассмотрения и согласования рейсов, который составляет 45 дней, и начал продажу билетов.
«Россия для Таджикистана — слишком существенный рынок, чтобы его терять, — отметил главный редактор Avia.Ru Роман Гусаров. — Переговоры продолжатся, какой-то компромисс будет найден. Тем более в преддверии Нового года, когда многие трудовые мигранты из Таджикистана возвращаются на родину».
Но, по его словам, действия таджикских властей могут негативно сказаться на спросе пассажиров на авиабилеты из Жуковского: они будут бояться возможной отмены рейса.
В настоящее время в Душанбе из Москвы летают таджикские авиакомпании Tajik Air и Somon Air (из аэропорта Домодедово), российская авиакомпания UTair (из Внуково). В Худжанд рейсы из Москвы выполняют авиакомпании S7, Tajik Air и Somon Air (из Домодедово). В августе на направления из Жуковского в Худжанд и Душанбе получили допуски российские авиакомпании «Уральские авиалинии», «Ямал» и «ВИМ-Авиа». Рейсы «Уральских авиалиний» из Жуковского в Таджикистан стартовали во второй половине ноября.
Как рассказывали «Газете.Ru» источники в нескольких авиакомпаниях, одним из факторов привлекательности Жуковского для перевозчиков являются низкие аэропортовые сборы. Это позволяет снизить конечную стоимость авиабилета.
Так, авиабилет из Жуковского в Душанбе в феврале стоит порядка 16,8 тыс. руб., тогда как стоимость перелета из Домодедово и Внуково в Душанбе в том же месяце колеблется в районе 20–20,8 тыс. руб.
Стоимость билета на поезд из Москвы в Душанбе составляет 7,5 тыс. руб. в одну сторону в плацкартном вагоне и 10,26 тыс. руб в купе. Длительность поездки на поезде — четыре дня и два часа.