Владимир Путин в своем послании обозначил приоритеты на ближайший год и среднесрочную перспективу. Повестка выдержана в либеральном ключе, с упором на человека и его потребности. Это образование, здравоохранение, наука, социальная сфера, куда президент предлагает привлекать больше НКО, а также благоустройство городов.
Основными драйверами для экономического роста глава государства видит агропромышленный сектор, IT и высокие технологии, жилищное и дорожное строительство, несырьевой экспорт и наращивание выпуска современной гражданской продукции оборонно-промышленным комплексом. Естественно, отмечена роль и малого бизнеса. Здесь президент поддержал инициативу ЦБ по созданию региональных банков, которые могли бы кредитовать на упрощенных условиях малые и средние предприятия.
Президент согласился и с политикой ЦБ по таргетированию инфляции, отметив, что цель в 4% к концу 2017 года вполне достижима. В этом году, по его словам, она может составить «где-то 5,8%».
Путин достаточно оптимистично оценил итоги развития экономики, сказав, что спад ВВП за десять месяцев 2016 года составил 0,3%, и выразив мнение, что «так оно примерно и будет» по итогам года.
Опрошенные Reuters аналитики несколько более пессимистичны. Они ждут инфляцию в 5,9% и падение ВВП на 0,5%. Официальный прогноз Минэкономразвития — минус 0,6%.
«Честно говоря, я не знаю, как это может быть, так как у нас минус 0,7% — результат по десяти месяцам. Для меня такие показатели слишком оптимистичны. Конечно, есть надежда на оставшиеся два месяца, но я до сих пор не особо понимаю, откуда возьмется настолько высокий для нашей страны показатель», — отмечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
Главным в экономической части послания стоит считать постановку целей для тех, кто сейчас работает над программами реформ на следующий президентский цикл 2018–2024 годов.
Президент предложил запустить «масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики», в реализации которой необходимо опираться на российские компании, отечественные научные, исследовательские и инжиниринговые центры. Это должно обеспечить национальную и технологическую безопасность.
«Надо провести инвентаризацию и снять все административные, правовые, любые другие барьеры, которые мешают бизнесу выходить как на существующие, так и на формирующиеся высокотехнологичные рынки; обеспечить такие проекты финансовыми ресурсами, в том числе нацелить на эти задачи работу обновленного ВЭБа», — подчеркнул Владимир Путин.
Необходимо в полную силу запустить новые факторы роста российской экономики, откладывать развитие «на потом» недопустимо, сообщил он.
«Хочу подчеркнуть: стабилизация не означает автоматического перехода к устойчивому подъему. Если мы не решим базовые проблемы российской экономики, не запустим в полную силу новые факторы роста, то на годы можем зависнуть возле нулевой отметки.
Изначально нам придется постоянно ужиматься, экономить, откладывать на потом свое развитие, и такого мы себе позволить не можем. У нас есть другой путь», — сказал Путин.
Таким образом, требуется изменить структуру экономики и обеспечить ее быстрый выход на темпы роста выше мировых, но при этом оставаясь в рамках текущей политики бюджетной консолидации и инфляционного таргетирования. Для этого необходимы не абстрактные сценарии, а профессиональный, выверенный прогноз развития. Надо четко определить, какой вклад в экономический рост внесут улучшение делового климата, запуск крупных инвестиционных проектов, наращивание несырьевого экспорта, поддержка малого и среднего бизнеса, другие меры, какова будет роль регионов и отдельных отраслей производства, подчеркнул глава государства.
Кроме того, президент предложил в течение следующего года «детально и всесторонне рассмотреть предложения по настройке налоговой системы, обязательно сделать это с участием деловых объединений».
«Несмотря на внутриполитический календарь, нам все равно необходимо в 2018 году подготовить и принять все соответствующие поправки в законодательство, в Налоговый кодекс, а с 1 января 2019 года ввести их в действие, зафиксировав новые стабильные правила на долгосрочный период», — сказал он.
Владимир Путин ни разу не упомянул, что над программой 2018–2024 годов уже работает ЦСР под руководством Алексея Кудрина. Зато президент дал поручение разработать такую программу правительству.
«Поручаю правительству с участием ведущих деловых объединений не позднее мая будущего года разработать предметный план действий, рассчитанный до 2025 года, реализация которого позволит уже на рубеже 2019–2020 годов выйти на темпы экономического роста выше мировых, а значит, наращивать позиции России в глобальной экономике», — сказал Владимир Путин.
Стоит подчеркнуть, что ранее ЦСР выпустил прогноз до 2035 года, в котором выход на темпы роста выше мировых (3% и более) предполагался уже за границами четвертого президентского срока Владимира Путина, то есть после 2025 года.
«В целом предлагаемый прогноз предполагает выход российской экономики на траекторию устойчивого роста темпами не ниже среднемировых при одновременном обеспечении макроэкономической сбалансированности: рост ВВП будет ускоряться примерно с 2–2,5% в среднесрочной перспективе до 4–4,4% в 2025–2030 годах. К 2025 году по сравнению с 2016 годом ВВП вырастет на 30%, а в 2035 году по сравнению с 2016 годом — в два раза», — говорилось в материалах ЦСР, которые приводило агентство ТАСС.
Наталия Орлова полагает, что выйти на темпы роста выше мировых в среднесрочной перспективе будет сложно.
«Добиться экономического роста в 3% крайне сложно. Для этого необходимо запустить инвестиционный рост и как-то сладить с демографическим ограничением. Если в 2018 году провести, например, девальвацию рубля, то такая цифра возможна. Однако сам процесс кажется не совсем реальным», — говорит она.
Тем не менее президент такую задачу поставил. И министр финансов Антон Силуанов уже согласился с новым таргетом, пообещав, помимо прочего, облегчить жизнь бизнесу, сняв «с него нагрузку прямых налогов».
Таким образом, весной следующего года президенту и общественности будет представлено два документа: один от кабмина и бизнес-организаций, второй от ЦСР. Какую программу предпочтет Путин, предсказать невозможно. Вполне вероятно, что в итоге будет дано новое поручение по их интеграции в некий единый план действий.