По предварительным данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в октябре 2016 года относительно октября 2015-го импорт из стран дальнего зарубежья увеличился на 8,4%, до $15,6 млрд.
Увеличились закупки машиностроительной продукции (на 16,7%), химической продукции (1,4%), текстильных изделий и обуви (1,3%). Машиностроительный импорт — это важная составляющая инвестиций в основной капитал, поэтому эту новость можно расценивать как положительную. Импорт механического оборудования увеличился на 17,8%, средств наземного транспорта — на 11,5%.
Продолжает действовать эффект от российского продовольственного эмбарго. В октябре на 5,5% сократился ввоз в Россию продовольственных товаров.
Больше всего сократились закупки мяса и субпродуктов (–29,5%), овощей (–28,3%), табака (–21%). При этом увеличился ввоз рыбы на 40,8% и некоторых других продтоваров.
В целом за январь – октябрь импорт товаров в Россию из стран дальнего зарубежья составил $131,5 млрд, что всего лишь на 1% ниже показателя за аналогичный период прошлого года.
Пока ФТС не предоставила статистики за октябрь по экспорту, но вряд ли тенденция предыдущих месяцев сильно изменилась. Экспорт России в январе – сентябре 2016 года составил $202,6 млрд и по сравнению с январем – сентябрем 2015 года снизился на 22,9%.
Практически противоположная динамика в импорте и экспорте приводит к сокращению положительного сальдо текущего счета платежного баланса.
По предварительной оценке Банка России, опубликованной 10 ноября, по итогам января – октября 2016 года положительное сальдо составило $16 млрд, что в 3,7 раза ниже показателя за аналогичный период прошлого года ($58,7 млрд).
«В результате значительного сокращения экспорта при восстановлении импорта профицит внешней торговли товарами сократился наполовину. Сжатие торгового баланса было частично нивелировано существенным уменьшением отрицательного сальдо баланса услуг», — говорится в комментарии ЦБ.
Положительное сальдо счета текущих операций поддерживается за счет снижения оттока капитала. Чистый вывоз частного капитала, по оценке ЦБ, уменьшился пятикратно, до $10,4 млрд. В отличие от прошлого года, когда основным компонентом чистого вывоза являлось погашение внешнего долга банками, в январе – октябре этого года существенным фактором стало наращивание иностранных финансовых активов прочими секторами.
Политика ЦБ направлена на поддержание высоких внутренних процентных ставок, значительно превышающих уровень инфляции. Это делает российские финансовые инструменты привлекательными, что обеспечивает приток средств инвесторов, в том числе и зарубежных.
Но потоки капитала могут развернуться, предупреждает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. Произойти это может по разным причинам: американский Федеральный резерв повысит ставку (аналитики предполагают, что он может решиться на этот шаг в декабре) и сделает доллар привлекательнее, цены на нефть обвалятся и т.д. Итогом будет подстройка к новой реальности с помощью ослабления курса рубля.
«Если иностранцы нас перестанут любить, а у резидентов опять появится спрос на иностранные активы, придется сильно девальвировать рубль», — говорит Порывай.
Управляющий по исследованиям и аналитике Промсвязьбанка Александр Полютов также полагает, что сокращение сальдо счета текущих операций платежного баланса может привести к ослаблению рубля.
Он отмечает, что при реализации рискового сценария Банка России (при нефти по $25 за баррель) платежный баланс при плавающем курсе, скорее всего, будет адаптироваться к новым условиям за счет меньших объемов импорта, как это уже происходит при текущих, более низких ценах на нефть в сравнении с прошлым годом.
Стоит отметить, что текущее восстановление импорта во многом обеспечивается стабильным и крепким рублем. Ослабление рубля приведет к удорожанию импорта и восстановит положительное сальдо.
Для экономики это будет означать замедление темпов роста. А они и без того ожидаются в ближайшие годы на минимальном уровне. В 2017 году Минэкономразвития прогнозирует рост ВВП в базовом сценарии всего на 0,6%, Всемирный банк — на 1,5%, но они ждут более высокую цену на нефть — $55,2 за баррель, тогда как прогноз Минэкономразвития — $40 за баррель.
Для России лучшим вариантом будет реализация сценария Всемирного банка — это и рост поддержит, обеспечит и приток валюты, и крепкий рубль. Впрочем, как известно, прогнозировать цены на нефть — дело неблагодарное.