«Я не могу себе представить никакую другую страну, которая устояла бы при таких вызовах», — говорит ведущий экономист ВБ по России Апурва Санги. В целом правительство и Центробанк действовали правильно и экономика достаточно быстро адаптировалась к новым условиям, считает он.
Это позволило Всемирному банку улучшить свой прогноз по России. В 2016 году ожидается спад на 0,6%, что лучше июньского прогноза в минус 1,2%. В следующем году Всемирный банк ожидает роста цен на нефть до $55,2 за баррель и до $59,9 в 2018 году. Это положительно скажется на внутреннем спросе, и аналитики банка прогнозируют, что в экономике наметится рост на 1,5% в 2017 году и 1,7% в 2018 году.
Но риски все равно остаются. Падение цен на нефть может ухудшить положение дел, поскольку зависимость России от сырьевого сектора все еще очень высока. Диверсификации экономики не произошло.
По оценке Всемирного банка, при прочих равных условиях в случае повышения цен на нефть на 15% экономический рост в 2017 году составит не 1,5, а 2,1%. При снижении на такую же величину рост ВВП сократится примерно в два раза, до 0,7%. Это свидетельствует о чувствительности экономики к колебаниям цен на сырье.
Экономисты отмечают, что, несмотря на рост экспорта в некоторых ненефтяных отраслях, таких как текстильная промышленность, деревообработка, металлы и изделия из них и сельское хозяйство, который вырос на 1,5% в первом полугодии 2016 года, за первые девять месяцев 2016 года совокупная стоимость товаров ненефтяного экспорта снизилась на 13,4%. Кроме того, в первом полугодии отмечен спад более чем в половине отраслей ненефтяного экспорта.
«В целом на сегодняшний день импортозамещение, по-видимому, не оказало заметного воздействия на экономический рост и перераспределение факторов производства», — отмечается в докладе Всемирного банка.
Частичное циклическое восстановление экономики под влиянием роста цен на нефть едва ли будет сопровождаться перераспределением ресурсов в пользу экономических видов деятельности с более высокой долей добавленной стоимости, не связанных с нефтяной отраслью.
Процесс диверсификации протекает медленно, что обусловлено относительно низким уровнем свободных производственных мощностей в торгуемых секторах и ограниченным предложением рабочей силы, в том числе структурными и институциональными ограничениями, которые необходимо устранить в первую очередь.
«Снижение неопределенности экономической политики может улучшить инвестиционные настроения. Важным шагом вперед, особенно в свете значительного сокращения бюджетных резервов, станет возобновление среднесрочного бюджетного планирования», — полагает также директор и постоянный представитель Всемирного банка в России Андраш Хорван.
В докладе отмечается, что «Россия может гордиться тем, что за последние годы она добилась изменений к лучшему по целому ряду направлений регулирования бизнеса и улучшения инвестиционного климата». Впрочем, эти шаги необходимы, но не достаточны, констатируют эксперты.
Они также отмечают, что, несмотря на достигнутые за последние десятилетия существенные изменения, касающиеся роли государства, концентрация собственности на производительные активы возросла, а это приводит к снижению конкуренции и ухудшению качества корпоративного управления.
Кроме того, России необходимо решать сложные социально-экономические проблемы, присущие «обществу со стареющим населением». «Решение этих проблем — это то, что в конечном счете поможет развернуть тенденцию вспять», — резюмируется в докладе Всемирного банка.