Выбор должен быть осознанным
Россияне, участвующие в накопительной системе, часто принимают необдуманные решения по переводу своих денег между негосударственными пенсионными фондами (НПФ). Граждане недостаточно информированы о возможной потере инвестиционного дохода, и в результате теряют деньги вместо того, чтобы получить выгоду. В связи с этим в ближайшее время процедуру планируют усовершенствовать: закон предусмотрит обязательное информирование о рисках для каждого, кто пожелает сменить свой фонд.
Законопроект об изменениях процедуры с учетом обязательного информирования граждан проработает Минфин по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова, сообщил «Газете.Ru» представитель его секретариата. Вопрос о необходимости повышать информированность граждан обсуждался на совещании у Шувалова в среду, добавил он.
Необходимость разработки соответствующего законопроекта поддерживают участники рынка. Так президент Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) Сергей Беляков, выступая на круглом столе в Общественной палате по теме защиты прав граждан, выразил надежду, что новые правила вступят в силу со следующего года.
Зачастую граждане переводят свои накопления из фонда в фонд, следуя за заманчивыми рекламными предложениями. «Важно, чтобы НПФ не только привлекали граждан, предлагая им более высокую доходность, чем конкуренты, но и информировали их о возможных потерях», — отметил Беляков.
В Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) разделяют эту точку зрения. Граждане должны быть информированы о рисках, и это должно быть закреплено законодательно, говорит советник президента НАПФ Валерий Виноградов.
Согласно действующему законодательству пенсионер, решивший сменить НПФ ранее, чем через пять лет с момента вступления в него, теряет накопленный инвестиционный доход.
Так, в 2015 году граждане, решившие сменить фонд, потеряли около 14 % средств на своих счетах, поясняет адвокат Олег Сухов, председатель Межрегионального третейского суда Москвы и Московской области.
Об этом большинство россиян не знает, свидетельствует последний опрос Фонда общественного мнения. За последние пять лет 40% клиентов НПФ переводили свои средства из одного негосударственного фонда в другой, и абсолютное большинство (76%) поменяли фонд до истечения пятилетнего срока, позволяющего сохранить накопленный инвестиционный доход. Лишь 7% из них четко понимают, что доход не сохранился.
Время ужесточить процедуру
Около 40-45% жалоб граждан на нарушения в пенсионной сфере, поступающих в Центробанк, связаны с переходом между НПФ, в том числе – на потерю накопленного инвестиционного дохода, заметил на круглом столе зампредседателя ЦБ Владимир Чистюхин. Сегодня для перехода требуется лишь заключить договор с новым фондом и подать заявление в Пенсионный фонд России, сказал он.
«Мы будем поддерживать ту модель, при которой гражданин, принявший решение о переходе в любой фонд, должен будет в обязательном порядке обратиться в тот фонд, который управляет его пенсионными накоплениями сейчас. Фонд должен будет уведомить гражданина о сумме инвестиционного дохода, который, возможно, будет потерян при переходе.
Гражданин должен будет либо в электронном виде, либо в бумажном подписаться, что он точно понимает, что произойдёт», — отметил Чистюхин.
Массовые жалобы граждан о потере денег получают и в Общественной палате, добавил зампредседателя комиссии по социальной поддержке граждан Георгий Федоров. «Понятно, что по закону человек может неограниченное число раз переходить из фонда в фонд, хоть раз в год», — отметил он. Однако очень мало людей, по его словам, осведомлено о том, что до истечения пятилетнего срока в случае перехода доход не сохранится.
Пенсионный фонд не только поддерживает, но уже два года говорит о необходимости таких поправок в законодательство, заметил зампредправления ПФР Николай Козлов. «Сейчас самое время эту норму ввести. Меня очень порадовала прозвучавшая информация о консенсусе в этом вопросе… очень бы хотелось, чтобы новый закон вступил в силу с начала следующего года», — сказал он.
Главное – обойтись без рабства
Юристы считают запланированное нововведение целесообразным и логичным: он не только поможет защитить накопления граждан, но и облегчит нагрузку на НПФ, чья работа затруднена массовыми переходами клиентов. Около 10 млн таких случаев ежегодно вынуждают фонды наращивать резервы, отмечает Олег Сухов.
«Ограничений для деятельности НПФ не вводится. За гражданами по-прежнему сохранится право на смену НПФ, но они получат больше возможностей для обдумывания этого шага и ознакомления с его возможными последствиями. Скорее всего, что это может привести к снижению частоты смены НПФ гражданами», — считает Антон Соничев, адвокат бюро «Деловой фарватер».
Очень важно также не перегнуть палку с усложнением процедуры, добавляет Виноградов из НАПФ. «Здесь существуют тонкости. Нельзя давать фонду, из которого уходит человек, излишние права по информированию, чтобы не сделать человека «пенсионным рабом». У людей должно быть право выбора», — заключил он.