Прогноз, который всем мешал
Основным итогом серии бюджетных совещаний в правительстве в четверг и пятницу оказалось сохранение бюджетных расходов 2017 года на уровне 2016 года. В июне Минфин предлагал сократить расходы на сумму чуть более 300 млрд руб., с 16,09 до 15,78 трлн руб., и заморозить их на этом уровне в номинальном выражении до 2019 года.
Но после совещаний в Белом доме решено было не только не сокращать расходы в 2017 году, но даже увеличить их на 70 млрд, до 16,16 трлн руб.
Все самое неприятное для бюджетополучателей отложено на 2018 год — тогда проектом основных направлений бюджетной политики намечены «приоритизация» расходов и «перезагрузка» госпрограмм. Зато снижение расходов окажется более мягким по сравнению с намечавшимися — в 2018 и 2019 годах они будут зафиксированы на уровне 15,9 трлн руб.
По логике Минфина, смягчение бюджетной политики стало возможным только при инфляции в 4% на все три года и ослаблении рубля.
Курс доллара, по сценарию Минфина, вырастет с 67,5 руб./$ в 2017 году до 68,7 руб./$ в 2018-м и 71,1 руб./$ в 2019 году.
В этих условиях снизится нагрузка на бюджет от индексации социальных расходов в 2017 году.
Еще до вечера четверга Минэкономразвития настаивало на том, что инфляция в базовом варианте прогноза с 2017 года должна снижаться постепенно с 4,6 до 3,9% в 2019 году. Ведомство убеждало в том, что и рубль укрепится с 65,5 руб./$ в следующем году до 64,4 руб./$ в 2019 году. Такой прогноз уже использовался Минфином для обоснования более жесткого варианта бюджетной политики. Но поддержки среди других главных распорядителей бюджетных средств у этого варианта не нашлось.
Правда, пересмотр двух параметров ухудшил показатели всей экономической модели. Вариант, который предлагался в конце сентября, уже не отличался оптимизмом. Теперь стагнация экономики описана более резко.
Размер ВВП в реальном выражении в 2017 году окажется меньше на 185 млрд руб. по сравнению с прежними расчетами. Вместо 0,6% роста Минэкономики ожидает в следующем году только 0,4%.
Темпы роста окажутся ниже прогнозов на всю трехлетку. В 2019 году рост ВВП сокращен с 2,1 до 2%. Понижены оценки и промышленного роста, и реально располагаемых доходов населения. По новому варианту прогноза, более скромными темпами растут и зарплаты. Вместо 0,6% зарплаты в 2017 году вырастут только на 0,5%, а в 2019 году темпы окажутся хуже уже на 10 базисных пунктов.
Напротив, серьезно увеличивается прогноз оттока капитала.
По новому базовому варианту, вывоз капитала в 2017 году составит $20 млрд. В 2018 и 2019 годах этот параметр увеличится до $25 млрд в год.
Прежняя модель Минэкономразвития предполагала снижение оттока капитала, вплоть до нулевого значения в 2019 году по самому оптимистичному варианту прогноза. По пересмотренным параметрам ниже $15 млрд этот показатель не сократится даже по целевой модели.
Компромисс, который всех устроил
В Минфине не стали дожидаться решения по прогнозу в Белом доме — основные направления бюджетной политики, рассчитанные из инфляции в 4% и слабеющего рубля, были переданы в Госдуму еще в четверг, 6 октября. На понедельник, 10 октября, уже назначены первые парламентские слушания по бюджету. Премьер-министр Дмитрий Медведев потребовал в пятницу рассмотреть уточненный бюджет не позднее 13 октября. Не возражает и социальный блок правительства.
Вариант Минфина гарантировал Пенсионному фонду индексацию страховых пенсий по уровню фактической инфляции предыдущего года.
Против остальных сокращений социальный блок уже не возражает. Конфликт макропрогноза с бюджетными проектировками в пятницу разбирался и на заседании трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений под председательством вице-премьера Ольги Голодец.
«Тарифы взяты действующие, льготы новые не даем, старые не продлеваем, накопительную морозим на три года», — подвел итог обсуждения глава ПФР Антон Дроздов.
Он не возражал и против отказа от индексации материнского капитала.
Кроме того, бюджетная конструкция Минфина гарантировала всем участникам бюджетного процесса передышку до следующего года. Удалось обойтись без роста налоговой нагрузки, а акцент в 2017 году сделан на оптимизации бюджетных расходов и мобилизации доходов. Мобилизация будет достигнута уже опробованными методами, в основном за счет «налогового маневра» в нефтяной отрасли, сохранения действующей ставки НДПИ на газ и обязательной уплаты госкомпаниями дивидендов в размере 50% от прибыли.
Отдельно предусмотрен десятипроцентный рост акцизов на табак.
На прошлой неделе глава Минфина Антон Силуанов подчеркивал, что без изменения параметров прогноза по курсу доллара и инфляции для балансировки бюджета не хватит 200 млрд руб. в год. Изменения этих параметров позволили правительству не проводить обещанные сокращения расходов в 2018 году на 170 млрд руб. и на 180 млрд руб. в 2019 году.
Упомянутое в основных направлениях бюджетной политики новое «бюджетное» правило, по которому конъюнктурные доходы бюджета будут стерилизоваться в резервных фондах при цене нефти выше $40 за баррель, по расчетам Минфина, не должно начать действовать ранее 2020 года. Ситуация может измениться только в том случае, если сбудется прогноз Минэкономразвития. Остальные сценарии ведомства, прежде всего «базовый+», прямо противоположны бюджетному варианту прогноза. По «базовому+» при росте цены на нефть в 2017 году до $48 за баррель, в 2018 году до $52 и до $55 в 2019 году предполагается укрепление рубля до 61,2 руб./$.
На совещаниях в Белом доме была зафиксирована особая позиция Минэкономразвития о необходимости отказаться от базового варианта прогноза.
При этом объяснявший позицию Минфина на трехсторонней комиссии замминистра финансов Алексей Лавров уточнил, что ни Минфин, ни Центробанк не оказывают специального влияния на курсы валют, а фактический курс рубля он назвал в целом положительным фактором для бюджета.