На этой неделе Центробанк объявил о перестановках в руководстве. Своих постов лишились зампред Михаил Сухов и первый зампред Алексей Симановский. При этом последний переходит на должность советника Эльвиры Набиуллиной, тогда как Сухов и вовсе покидает ЦБ, в котором он проработал с начала девяностых годов.
Отставка руководителей такого высокого уровня может говорить о том, что Набиуллина признает ошибки, которые были допущены надзорным органом в последние годы. Учитывая, что оба зампреда находились в руководстве ЦБ еще до того, как в нем сменилась власть, создается впечатление, что на уволенных зампредов вешается ответственность за эти самые ошибки.
Поскольку большинство решений не могли приниматься зампредами без ведома самой Набиуллиной, то ждать изменения сложившейся ситуации пока не приходится.
В пользу последнего говорит также и то, что она лично возглавила новую денежно-кредитную политику государства.
Это означает, что жесткий стиль управления вряд ли сменится, таким образом, послаблений бизнесу в обозримом будущем ждать не приходится.
То же самое касается и новой реформы банковского сектора. Ее очередной вариант был представлен во время выступления представителей надзора в конце сентября на Международном банковском форуме в Сочи. Согласно нововведениям, в устройстве банковской системы России появится новый вид банковских организаций — небольшие банки с ограниченной лицензией.
Как заявила в своем выступлении Набиуллина, небольшие банки станут преемниками тех функций, которые раньше должны были возлагаться на региональные банки. Основной специализацией таких банков должно стать кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом ЦБ хочет запретить им прямые операции с нерезидентами.
Как пообещала глава Банка России, организация продолжит выводить с рынка банки с дутым капиталом и плохими активами. При этом, по словам Набиуллиной, ЦБ обещает льготы по привлечению финансирования. Однако в ее речи не прозвучало того, чего ждали многие представители отрасли: послабления по резервам здесь не предвидятся, а, как известно, они сейчас по кредитам для малого и среднего бизнеса очень и очень большие. В данный момент практически все банки признают кредитование МСБ неприбыльным и неинтересным из-за больших рисков.
Из-за этого существуют опасения, что это может привести к тому, что банки начнут закрываться сами из-за нерентабельности бизнеса.
Новому виду банков после реформы сектора придется постоянно наращивать резервы по малому и среднему бизнесу, а из-за ограничения маржинальных операций они не смогут генерировать прибыль. Из-за этого на капитал будет оказываться постоянное давление, а банкирам придется либо постоянно вкладывать деньги, не получая при этом прибыли от банка, либо закрывать его.
Выходит, что ЦБ ограничивает операции небольших банков и одновременно передает им заведомо убыточный и рисковый сегмент для работы.
Кроме того, и сами предприниматели неохотно идут за кредитами, так как ставки от 12–15% годовых не позволяют сектору развиваться. Уживаясь в новых реалиях, банкам придется в ущерб себе делать ставки приемлемыми и предоставлять льготы. Получается, что государство, и ЦБ в частности, перекладывает на небольшие банки задачи по стимулированию малого и среднего бизнеса, с которыми не справилось раньше.