Число жалоб удвоилось
Москвичи все чаще жалуются на неисправность лифтов, следует из информации на портале gorod.mos.ru. При этом примерно каждое второе сообщение от горожан подается повторно: они жалуются на то, что вместо качественного ремонта лифты только «перезапускают», после чего они снова выходят из строя. За последние десять месяцев в столице произошло уже три трагедии с гибелью людей из-за поломки лифтов.
После первого инцидента число жалоб достигло пика в январе 2016 года, но их количество росло и до трагедии: если в январе – августе среднее число сообщений ежемесячно составляло около 800, то в осенние месяцы 2015 года москвичи писали уже более 1 тыс. жалоб в месяц. А в сентябре этого года было подано почти 2 тыс. сообщений о неисправности лифтов. За десять месяцев 2016 года жители столицы написали свыше 16,5 тыс. жалоб (больше, чем за весь прошлый год, — 11 тыс.).
Изучив содержание сообщений за сентябрь, «Газета.Ru» убедилась, что каждое второе-третье из них подается не впервые: люди жалуются на постоянные поломки.
«Очень часто стал ломаться лифт, стоит по полдня без движения», — пишет жительница дома на Октябрьской улице Екатерина Панкова. «Третий раз за месяц ломается лифт… Видимо, ремонт оказывается только на бумаге, на деле лифт опасен, безумно хрустит при движении и, в конце концов, застревает», — жалуется Александр Серебряков из дома в Светлогорском проезде.
В одном из домов на Мичуринском проспекте по стенке лифта течет масло, на это житель дома Сергей Соболев жалуется третий раз за месяц. Он пишет, что уже дважды получал ответ за подписью начальника Мосжилинспекции об устранении проблемы, но проблема решалась «лишь силами уборщицы, протиравшей стенку».
На то, что их жалобы фактически игнорируют, указывают десятки москвичей: ремонт лифтов проводится некачественно или не проводится вообще, а поломки повторяются. «В нашем доме постоянно застревает именно левый лифт, его чинят, потом он опять застревает и так далее. Из нашего подъезда уже все успели в нем постоять», — пишет Антон Смирнов с улицы Николая Химушина.
Новый лифт хуже старого
Ремонтом москвичи недовольны: они сталкиваются с теми же поломками после получения ответа о приведении механизмов в исправное состояние.
«В очередной раз не работает грузовой лифт — с полудня вчерашнего дня и сегодня тоже. Ломается лифт с завидной регулярностью, фактически больше стоит сломанным, чем работающим», — пишет Дарья Седова с Коктебельской улицы. «Не успел сосед подтвердить решение проблемы с работой лифтов, как снова проблема... Просьба проверить безопасность работы лифта, исправить его работу, пока не случилась беда», — жалуется жительница дома на Одесской улице.
«Лифты, как обычно, в технически исправном состоянии, но почему-то не едут, — иронизирует житель Зеленограда, — почему мы должны каждый день умолять починить?»
В июне 2014 года мэр Москвы Сергей Собянин в ходе посещения Карачаровского механического завода заявил, что намерен решить проблему радикально и провести к 2017 году «полную замену лифтового хозяйства» (цитата с официального сайта мэрии Москвы). В предыдущие годы, сказал тогда мэр, большой объем средств уходил на капитальный ремонт лифтов. Поэтому эту программу закрыли, и теперь «только производим новые лифты и делаем полную замену лифтового хозяйства».
Тогда он также сообщил об уже состоявшейся замене 12% лифтового хозяйства города и высказал надежду на то, что к 2017 году в Москве не останется ни одного устаревшего лифта.
Но оказалось, что установка новых лифтов — не гарантия их хорошей работы. После установки новых лифтов два года назад не проходило недели без ремонта, пишет Александр Иванов из дома в Беринговом проезде. А в последнее время, по его словам, диспетчерская вообще перестала реагировать на заявки о ремонте.
О частых поломках после ремонта в этом году рассказала «Газете.Ru» жительница дома в проезде Карамзина. До ремонта, по ее словам, лифт не выходил из строя с такой регулярностью. Новый лифт работает хуже старого, вторит житель дома на Хорошевском шоссе: за месяц работы он ломался уже пять раз. «В итоге 17-этажный дом остается без лифта вообще, так как параллельно ведутся работы по замене грузового лифта», — возмущается он.
Почему в ответ тишина
Причины столь плачевной ситуации заключаются в излишней либерализации законодательства, считает руководитель московского офиса Law Office of Fedor Kozlov & Associates Александр Федоров. На сегодняшний день не существует ни одной структуры, которая отвечала бы за эксплуатацию лифтов, говорит он.
«Плановые проверки их состояния заморожены до 2018 года в порядке освобождения малого бизнеса от излишнего административного давления.
Для того чтобы работать в сфере установки и обслуживания лифтов, компания должна соответствовать всего одному специальному требованию: ее директор должен иметь диплом инженера. Наконец, поставки оборудования осуществляются в порядке тендерных закупок, что означает одно: выигрывает производитель самой дешевой (и зачастую самой некачественной) техники», — объясняет юрист.
Отвечать жителям Москвы на вопросы по этой проблеме уполномочены управы районов, управляющие организации, жилищные объединения и департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства мэрии Москвы.
В департаменте ЖКХ запрос «Газеты.Ru» оставили без ответа. По телефону представитель пресс-службы департамента сообщила, что комментариев прессе не дает, и предложила обратиться к пресс-секретарю мэра Москвы Гульнаре Пеньковой, которая также не предоставила оперативного комментария.
«В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса лифтовое оборудование принадлежит на правах общедолевой собственности жильцам дома. За эксплуатацию лифтов отвечает управляющая компания», — поясняет адвокат Олег Сухов, президент Гильдии юристов рынка недвижимости. Управляющая компания нанимает для ремонта или замены лифта коммерческие структуры, и именно она вместе с фирмой-производителем и установщиком отвечает за качество лифта. За проведение проверок отвечает Ростехнадзор, говорит он. Поэтому по вопросу ремонта лифта лучше обращаться сначала в управляющую компанию, а если реакции нет, то жаловаться в Госжилинспекцию или Ростехнадзор, рекомендует адвокат.
«Сложившаяся ситуация во многом объясняется тем, что лифты на сегодняшний день не отнесены законом к опасному промышленному оборудованию», — добавляет он.
Из-за этого Ростехнадзор лишен возможности контролировать их установку, и в результате качество работ страдает. А за свой счет жильцам решать проблему накладно — замена одного лифта обходится в сумму около 1,5 млн руб.
Безопасность лифтов регулируется техническим регламентом Таможенного союза, вступившим в силу с 2013 года, уточняет адвокат Диана Агасиева, член коллегии адвокатов «Бурцева, Агасиева и партнеры». Исправить ситуацию может Ростехнадзор, выполняющий функции контроля и надзора за соблюдением самого регламента, считает она. В Ростехнадзоре запрос «Газеты.Ru» оставили без комментария.
В фонде капремонта многоквартирных домов «Газете.Ru» также не предоставили оперативного комментария. По информации на сайте фонда, в 2015–2016 годах в Москве планируется заменить 6 тыс. лифтов. По состоянию на 1 сентября 2016 года в столице заменено больше 4,5 тыс. лифтов.