Только немедленное вмешательство правительства может спасти крупнейшего немецкого кредитора — Deutsche Bank, считает Штефан Мюллер, исполнительный директор исследовательской компании DGAW из Франкфурта.
«В Deutsche Bank не понимают, что нужно принимать очень серьезные меры, — заявил он в интервью CNBC. — [Исполнительный директор Deutsche Bank Джон] Крайан показал нам, что не представляет, как действовать дальше».
За этот год акции Deutsche Bank подешевели более чем на 50%, и расходы на обеспечение кредитов, подверженных рискам, существенно возросли.
Давление возрастает за счет агрессивных коротких продаж, осуществляемых, в частности, некоторыми крупными хедж-фондами, включая Soros Fund Management — семейное предприятие под руководством Джорджа Сороса, которое, согласно поданной ранее в этом году обязательной отчетности, также сформировало короткую позицию. Накануне стало известно о том, что десять хедж-фондов отказались от услуг Deutsche Bank по клирингу сделок с деривативами. В пятницу акции банка обрушились сразу на 7% на Франкфуртской бирже.
Первые сомнения в финансовой стабильности Deutsche Bank возникли в начале года, когда инвесторы начали задавать вопросы относительно его предрасположенности к рискам в энергетическом секторе и возможного кризиса наличности.
Масла в огонь подлили биржевые трейдеры, вбросившие слух, что у Deutsche Bank на балансе деривативов то ли на $42 трлн, то ли на $73 трлн. Позднее американский филиал Deutsche Bank не прошел стресс-тест Федрезерва.
В докладе МВФ по оценке устойчивости финансового сектора, опубликованном в июне этого года, отмечалось, что среди крупнейших банков именно от Deutsche Bank исходят наибольшие риски для мировых финансов.
Летом ситуация усугубилась в связи с тем, что департамент юстиции США предложил ему выплатить штрафы в размере $14 млрд по ряду расследований, связанных с ипотечными ценными бумагами, в частности с их продажей банком до финансового кризиса 2008 года.
За последние несколько недель банк несколько раз выступал с заявлениями в свою защиту. Его представители говорили CNBC, что «причины для волнения отсутствуют» и что у банка имеются «достаточные резервы».
В среду крупнейшая немецкая кредитная организация получила передышку от огромного объема продаж, совершенного в прошлых сессиях. В течение всего этого времени поступали противоречивые сообщения относительно того, имеется ли у немецкого правительства план спасения банка. Крайан попытался убедить инвесторов в стабильности капитала Deutsche Bank, заявив таблоиду Bild, что «вопрос государственной помощи банком не рассматривается».
Мюллер, слова которого цитируются выше и который не является акционером банка, считает, что канцлер Ангела Меркель лично убедила Крайана дать интервью немецкой газете. Он также сообщил CNBC, что, хотя немецкое правительство никогда в этом не признается, «у него не может не быть плана спасения — это же их работа».
Любая финансовая помощь или дотации нелегко дадутся Меркель перед выборами, которые ожидают ее в следующем году.
Кроме того, подобные действия создадут «моральную опасность» для других кредитных организаций, которые не захотят принимать меры для защиты от потенциальных рисков при наличии гарантированной поддержки государства.
Однако многие аналитики считают, что время для государственной помощи еще не наступило — или не наступит никогда. Многие также не видят в сложившейся ситуации системной угрозы для других банков и не боятся, что с нее начнется очередной финансовый спад.
«Нельзя сравнивать текущее положение вещей с историей с Lehman Brothers. Банки зачастую имеют лучшую капитализацию и лучше умеют справляться с неудачными обстоятельствами. Что касается позиций Deutsche Bank в деривативах, то она может быть преувеличена, — заявил в среду в своем комментарии Нил Уилсон, рыночный аналитик из лондонской букмекерской конторы ETX Capital. — Проблема Deutsche Bank состоит не в капитализации, а в резко выросших издержках, которые объясняются судебными разбирательствами и штрафами. А еще в том, что он больше не приносит прибыли».
В то же время некоторые инвесторы верят в способность топ-менеджмента банка справиться со сложностями. «Deutsche Bank все еще имеет очень сильную франшизу, а Джон Крайан кажется мне умелым директором, который еще сможет повернуть этот корабль в другую сторону, — полагает Маркус Штальдманн, директор по инвестициям Lloyds Private Banking. — Он очень влиятелен на европейских рынках, Ближнем Востоке, кое-где в Азии... Это скорее вопрос балансовой отчетности, ликвидности и капитала».
В настоящее время рыночная капитализация Deutsche Bank составляет около $16,8 млрд. Таким образом штраф, наложенный американским департаментом юстиции, составляет 83,4% от капитализации банка.
Но руководство финансово-кредитной организации надеется, что сможет сократить сумму штрафа. Банк «полностью уверен» в возможности «значительно уменьшить» объем этой выплаты, заявил недавно Йорг Айгендорф, глава отдела коммуникаций Deutsche Bank.
Германия вряд ли возьмет на себя даже часть выплаты такого штрафа, уверен Мюллер из франкфуртской исследовательской компании DGAW. Но немецкие власти все же, по его мнению, будут вынуждены гарантировать выживание Deutsche Bank после серьезной реструктуризации. Без нее банк может столкнуться с коллапсом.
«Новую информацию мы получим 27 октября из отчета по выручке за третий квартал. Я ожидаю снижения рейтинга, а также «новостей» о смене руководства», — предрекает Мюллер.