Два вознаграждения на троих
Такого, чтобы осведомитель отказался от награды, не происходило за все время работы государственной программы, запущенной с 2011 года, пишет Financial Times. Программа предполагает выплаты от 10 до 30% штрафа, взысканного Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC), тем, кто сможет предоставить первичную информацию о нарушении.
Но в истории с расследованием против Deutsche Bank с самого начала все пошло не так, как обычно. Например, по информации FT, осведомителей было три, но лишь два из них удостоились награды. Объем выплат в размере $16,5 млн стал одним из самых крупных за все время работы программы — третьим по величине в истории SEC.
Награды от комиссии в размере $8,25 млн каждый должны были получить два бывших сотрудника банка: кроме Бен-Арци, который работал менеджером по оценке рисков, ее удостоился также Мэтт Симпсон, бывший менеджер по продажам Deutsche Bank.
Информация, которую независимо друг от друга два осведомителя направили органам США, позволила американскому регулятору оштрафовать Deutsche Bank на $55 млн в прошлом году. SEC обнаружила, что банк в разгар кризиса 2008–2009 годов отразил в статистике ложную стоимость некоторых крупных позиций деривативов с целью сокрытия убытков.
Но был еще и третий сотрудник Deutsche Bank, который также контактировал с SEC еще в 2010 году и предоставлял доказательства неверной оценки деривативов. Он также претендовал на награду, но его заявка по каким-то причинам была отклонена. Адвокат этого человека, пожелавшего остаться неизвестным, заявил, что клиент не находит смысла в действиях SEC, ничего не предпринимавшей в течение длительного времени. Юрист также отметил, что считает ошибкой со стороны регулятора оставить его клиента без вознаграждения.
Проблема вращающихся дверей
Бен-Арци, отказавшийся от денег, тоже недоволен решением SEC. По его мнению, штраф должны были заплатить руководители банка, а не акционеры. По этой причине Бен-Арци и отказался от вознаграждения, заявив, что «не будет присоединяться к грабежу людей, которых призван защищать», хотя, как отмечает газета, источником вознаграждения для разоблачителей служит не сам штраф, а специальный фонд, учрежденный конгрессом для этих целей
Бен-Арци также предположил, что «вращающаяся дверь», под которой подразумевается ротация кадров между топ-менеджментом SEC и крупнейшего немецкого банка, способствовала тому, что управленцы Deutsche Bank не понесли наказания, а ушли на пенсию и к тому же сохранили свои бонусные выплаты.
В колонке для FT Бен-Арци напомнил, что высокопоставленные юристы SEC прежде занимали руководящие посты в Deutsche Bank и обмен кадрами между банком и SEC продолжался даже во время расследования. Обе организации отказались комментировать эту информацию FT.
Правда, часть вознаграждения Бен-Арци все же будет выплачена — его адвокатам и экспертам, которые представляли его интересы в ходе разбирательства. На долю из вознаграждения также претендует его бывшая жена. От денег, которые полагаются этим людям, информатор не отказался, уточнив, что не вправе этого делать.
Таким образом, единственным из трех изобличителей, кто остался удовлетворен и получил вознаграждение, стал Мэтт Симпсон. Из заявления его адвоката следует, что Симпсон очень благодарен за деньги, но главной наградой считает сам факт полного и безоговорочного подтверждения его информации в ходе расследования.
Deutsche Bank, согласно расчетам агентства Bloomberg, с 2008 года потратил на штрафы и судебные разбирательства более $10,5 млрд.
Акции банка с начала этого года к концу июля подешевели на 46%, в июньском докладе МВФ по оценке устойчивости финансового сектора отмечалось, что среди крупнейших банков именно от Deutsche Bank исходят наибольшие риски для мировых финансов. Американский филиал банка в этом году не прошел стресс-тест Федрезерва США.
Вместе с тем по результатам стресс-тестов европейских банков, опубликованным в конце июля, Deutsche Bank показал большую устойчивость, чем ожидалось. Выяснилось, что достаточность капитала у него находится на приемлемом уровне, даже в случае неблагоприятного сценария.