На этой неделе совокупный государственный долг Соединенных Штатов впервые в истории превысил $19,5 трлн, увеличившись с января 2016 года на $500 млрд, говорится в сообщении министерства финансов США. В 2009 году — когда пост президента страны занял Барак Обама — размер долга составлял $10,63. До середины марта 2017 года рост долга не будет ограничиваться властями, поэтому, по прогнозу минфина, к концу второго президентского срока Обамы сумма обязательств вырастет до $20 трлн, отмечает Washington Examiner.
В августе бюджетный комитет конгресса сообщил, что к концу финансового года (сентябрь 2016-го) отношение госдолга к ВВП вырастет на 3 п.п., до 77%. Это максимум с 1950 года, когда страна активно расплачивалась по долгам Второй мировой войны. За следующие 10 лет отношение госдолга к ВВП вырастет до 86%, прогнозируют в комитете.
Госдолг рассчитывается как общая сумма годовых дефицитов бюджета плюс процентные выплаты. Барак Обама не раз упоминал о намерении сократить дефицит бюджета, однако во время работы его администрации показатель стабильно превышал $1 трлн, и только в последние годы он колеблется вокруг более приемлемой цифры в $500 млрд (в этом году, как ожидается, дефицит составит $590 млрд, или 3,2% ВВП). Будучи еще сенатором, Обама критиковал своего предшественника на посту главы государства Джорджа Буша-младшего за показатели бюджетного дефицита и называл это «провалом» властей (при республиканце дефицит достигал $1,4 трлн).
Решать проблему контроля бюджетного дефицита (и, соответственно, увеличения госдолга) придется уже следующему президенту, кто бы ни выиграл выборы. Рассмотреть вопрос о законодательном повышении потолка госдолга необходимо будет 15 марта (до этого времени официальные ограничения отменены).
Ни Дональд Трамп, ни Хиллари Клинтон, являющиеся основными соперниками по президентской гонке, не высказывали конкретного решения этой проблемы, вероятнее всего, потому, что пока никто не представляет, как это сделать.
В апреле нынешнего года Трамп заявлял, что расплатится с имеющимся долгом за восемь лет, то есть за два президентских срока. Однако большинство экономистов считает, что описанные Трампом способы (пересмотр торговых и военных соглашений с кредиторами) нужного эффекта не дадут.
В словах Трампа есть некоторое лукавство: «Политики используют выгоду от долга сейчас, покупая голоса избирателей в обмен на обещание хорошей жизни, а оплату этих счетов предоставляют будущим поколениям». В итоге сейчас федеральное правительство выплачивает около 2,5% по долгу, что для $20 трлн составляет примерно $500 млрд ежегодно, отмечает US News.
Кроме того, рост госдолга увеличивает давление на ФРС, которая не может поднять ключевую ставку, несмотря на свое мнение о развитии экономики. Сейчас долг настолько велик, что
рост ставки на 1 п.п. выльется в увеличение его объема на $200 млрд в год, чего, разумеется, никто не хочет.
При этом государственные облигации США остаются одним из наиболее надежных вложений, учитывая низкую волатильность на рынке.
Ранее Федеральное казначейство впервые с 1970-х годов опубликовало детальную информацию об основных кредиторах США: конкретные страны в отчете обычно скрывались за условными группами «страны — экспортеры нефти» или «Карибские финансовые центры», сообщает Business Insider.
Держателем наиболее крупной части долга оказался Китай с $1,244 трлн, на втором месте Япония ($1,137 трлн), замыкают тройку Каймановы острова ($265 млрд). Россия попала в топ-20 кредиторов США, владея облигациями на $86 млрд, — это больше, чем, например, у ОАЭ.