ФРС вряд ли решится на повышение процентной ставки в июне, полагают аналитики Goldman Sachs, которые еще в мае прогнозировали, что ставка будет повышена в июне с вероятностью 35%. Теперь они выступают с новым прогнозом: на июньском заседании процентная ставка останется на уровне 0,25–0,5%, но будет повышена либо в июле (35% вероятности), либо в сентябре (35% вероятности).
Похожие данные получили и в ходе опроса, проведенного The Wall Street Journal. Только 6% экономистов, опрошенных WSJ, считают возможным повышение ставки на заседании ФРС 14–15 июня, тогда как 52,38% уверены, что ставка будет повышена в июле. Почти треть (около 30%) респондентов полагают, что на этом ФРС не остановится и уже в сентябре произойдет еще одно повышение процентной ставки.
Повышение ставок может повлечь за собой еще большее бегство капиталов из развивающихся экономик и перевод активов в менее рискованные инструменты, такие как гособлигации стран с развитой экономикой.
Рынок этих ценных бумаг уже оказался в уникальной ситуации. С чем-то подобным биржевая история еще не сталкивалась. Доходность по ним упала до исторического минимума.
Никогда еще инвесторы не давали в долг триллионы долларов, получая так мало выгоды взамен, пишет издание Bloomberg.
Средняя доходность по облигациям США, Японии, Германии и Великобритании со сроком погашения 10 лет и совокупным объемом в $25 трлн упала до 0,69%, по данным BNY Mellon.
Не пугают инвесторов даже облигации с отрицательными ставками, чья совокупная стоимость к началу июня достигла рекордных $10,4 трлн, по данным международного рейтингового агентства Fitch. Инвесторы настолько опасаются замедления мировой экономики, что пренебрегают рисками, связанными с возможным возникновением пузыря вокруг суверенных долговых обязательств.
Страх инвесторов относительно дестабилизации мировой экономики подогревается грядущим референдумом в Великобритании по выходу из Евросоюза. Индекс страха VIX на Чикагской бирже достиг трехмесячного максимума, преодолев отметку в 20 пунктов.
13 июня впервые в истории уходила в минус доходность 10-летних государственных облигаций Германии. Ранее Швейцария объявила о планах по выпуску 13-летних облигаций с нулевым купоном. Почти 64% мировой стоимости гособлигаций с отрицательной доходностью приходится на долговые обязательства Японии ($5,3 трлн) со сроком погашения до 15 лет. Это связано с тем, что Центральный банк Японии уже давно держит процентную ставку в стране на отметке 0,1%, а по новым депозитам с января в Японии действует отрицательная ставка -0,1%.
На таком фоне долговые обязательства Казначейства США Treasuries выглядят наиболее выигрышно с доходностью в положительной зоне и выше, чем у европейских аналогов.
Но и по Treasuries доходность в последнее время снизилась до рекордных 1,62% — самый низкий показатель с 2012 года.
Бегство капиталов в гособлигации подтверждается и тем фактом, что премия за срочность (компенсация, которая дается за бумаги с более длинным сроком погашения по сравнению с краткосрочными облигациями) опустилась ниже нуля и составляет -0,47 п.п. для 10-летних Treasuries. На протяжении последних 50 лет отрицательная премия зафиксирована впервые. Это говорит о том, что инвесторы не видят в будущем никаких факторов, играющих в пользу роста доходности облигаций.
«Премия за срочность почти никогда не была отрицательной, но мы находимся в новой реальности», — усмехается Стэнли Сан, стратег нью-йоркского подразделения Nomura Holdings.
Доходность гособлигаций стран с развитой экономикой демонстрирует самый низкий показатель за последние 145 лет, с 1871 года, отмечает Джек Малви, ведущий стратег инвестиционной BNY Mellon Asset Management, одной из 10 крупнейших в мире управляющих компаний. По мнению другого экономиста, Билла Гросса из фонда Janus Global, сложившаяся ситуация и вовсе возникла впервые за последние 500 лет.
Если доходность вновь перейдет в рост, инвесторы столкнутся с многомиллиардными потерями. Даже относительно небольшой рост доходности обернется для трейдеров серьезными убытками, отмечает Financial Times. Тот факт, что 10-летние облигации таких стран, как США, Великобритания, Германия и Япония, понизили свою доходность до минимумов, «абсолютно очевидно делает рынки более уязвимыми», полагает Торстен Слок, ведущий международный экономист в Deutsche Bank.
По подсчетам Goldman Sachs, если доходность американских Treasuries вырастет на 1 процентный пункт, это повлечет за собой убытки в $1 трлн, что превышает даже финансовые потери от кризиса ипотечных облигаций 2008 года.
«Это сверхновая, которая в один прекрасный день взорвется», — считает Гросс из Janus Global.