Индекс физического объема ВВП в первом квартале 2016 года относительно соответствующего периода 2015-го, по предварительной оценке, составил 98,8%, говорится в сообщении Росстата. Предварительные данные ведомства оказались лучше ожиданий. При этом наиболее близким к итогу оказалось Минэкономразвития, которое прогнозировало спад на 1,4%, а вот консенсус-прогноз агентства Bloomberg давал минус 2%. Аналитики Capital Economics на основе оценки первого квартала полагают, что худшие времена для российской экономики уже позади.
Все это выглядит более оптимистично, чем недавние оценки экспертов. Так, институт «Центр развития» ВШЭ в вышедшем в конце апреля докладе «Комментарии о государстве и бизнесе» подчеркивал, что в экономике по-прежнему господствует негативный тренд, поэтому говорить о восстановлении экономики России пока рано.
«Индекс выпуска базовых видов экономической деятельности за февраль и март вырос в сумме на 1,0% после падения на 1,7% в январе (здесь и далее — в приростах к предыдущему месяцу после устранения сезонности), когда экономика вернулась к уровню мая 2015 года, то есть в самую низкую точку текущего кризиса. Однако восстановление последних месяцев не позволяет однозначно утверждать, что экономическая активность уже окончательно оттолкнулась от дна», — отмечал ведущий эксперт «Центра развития» Николай Кондрашов.
«С момента отскока» прошло слишком мало времени, чтобы строить долгосрочные прогнозы, позитивная динамика пока не закрепилась, полагает эксперт.
«Март показал, что пока о переломе экономической динамики в сторону роста говорить преждевременно. И потребительский, и инвестиционный спрос с учетом сезонного фактора сократились», — в свою очередь, отмечал главный экономист ВЭБа Андрей Клепач.
По итогам всего 2016 года консенсус-прогноз института «Центр развития» ВШЭ предполагает падение ВВП на 1,6%. Опрошенные Reuters аналитики прогнозируют снижение ВВП на 1,5% (предыдущий прогноз — 1,3%) в 2016 году, а прекращения рецессии ожидают лишь в первом квартале 2017-го. Более оптимистичные прогнозы предполагают выход из рецессии самое раннее в конце третьего квартала этого года.
Эти оценки кардинально расходятся с прогнозом Минэкономразвития, которое ожидает всего минус 0,2%. Глава ведомства Алексей Улюкаев даже публично поспорил с экспертами ВШЭ относительно верности их прогнозов.
«В целом экономика России в прошлом году показала свою высокую адаптивность и устойчивость. И тот спад, который был, 3,7%, оказался существенно ниже, чем ожидали крупнейшие аналитики и мировые агентства, такие как Moody's, которое прогнозировало спад 5,5%, и Институт Гайдара, который прогнозировал спад 6,5%, и ВШЭ, которая ожидала спад 6,8%», — сказал он недавно.
Эксперты из ВШЭ по-прежнему «продолжают упорствовать в своем заблуждении» и «рисуют цифры спада в 1,5%», говорит Улюкаев. «Я хочу сказать: не дождетесь», — резюмировал он.
При сохранении тенденции первого квартала Алексей Улюкаев действительно может оказаться ближе к истине, чем ВШЭ. Темпы падения будут снижаться за счет высокой базы для сравнения, ведь в прошлом году спад ВВП в первом квартале был наименьшим (2,8%), а в дальнейшем его темпы были значительно выше: 4,5% во втором квартале, 3,6% — в третьем и 3,8% — в четвертом (минус 3,7% в целом по итогам года).
Текущая динамика макроэкономических показателей дает основания и для весьма оптимистичных прогнозов. Экономисты Sberbank CIB Евгений Гавриленков, Антон Струченевский и Сергей Коныгин отмечают, что, по их оценкам, «ВВП практически не менялся в поквартальном выражении (с небольшими отклонениями) со второго квартала 2015 года, в том числе и в первом квартале 2016 года» (этот расчет сделан с учетом смены Росстатом базового года с 2008-го на 2011-й).
«Экономика достигла локального дна. Даже если ВВП останется на текущем уровне, его годовая динамика в период с апреля по декабрь 2016 года будет колебаться уже около нулевой отметки, а снижение ВВП по итогам года составит не более 0,5%», — отмечают они.
При этом не исключено, что ВВП покажет не отрицательную, а нулевую динамику.
Более того, аналитики ожидают, что «фактический результат будет лучше». Для этого есть несколько причин. Среди крупных секторов экономики в первом квартале текущего года снижение относительно предыдущего квартала было зафиксировано только в сегменте розничной торговли (с коррекцией на сезонные и календарные факторы). В строительстве и транспортном секторе рост был нулевым, а промышленность и сельское хозяйство выросли по сравнению с предыдущим кварталом. Следовательно, поквартальный рост ВВП может начаться, если спад в розничной торговле прекратится, а текущие тенденции в других сегментах сохранятся. И «именно это и ожидается». В частности, динамика розничной торговли будет улучшаться, так как реальная заработная плата уже начала расти.
«Учитывая эти факторы, мы подтверждаем прогноз роста ВВП на текущий год на уровне 0,5%», — резюмируют экономисты Sberbank CIB.
Стоит отметить, что у компаний есть ресурсы для постепенного повышения зарплат и увеличения инвестиций. В прошлом году сальдированный финансовый результат предприятий (прибыль минус убытки без учета субъектов малого предпринимательства, банков, страховых организаций и бюджетных учреждений) вырос на 53,1%, до 8,4 трлн руб., сформировав резерв в несколько триллионов рублей. В этом году положительный финансовый эффект для предприятий от девальвации сойдет на нет, но дополнительные ресурсы бизнес пока еще получает. В январе – феврале 2016 года, по оперативным данным, сальдированный финансовый результат вырос на 6,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 1,014 трлн руб.
Пойдут ли деньги в дело или останутся на счетах в банках, зависит от того, как бизнес будет оценивать ближайшее будущее. Судя по тем комментариям, которые дают отечественные и зарубежные аналитики, настроения меняются и становятся более позитивными.