Французские депутаты приняли резолюцию об отмене санкций против России после истечения их срока действия. Такой план действий одобрили члены нижней палаты парламента Франции по итогам голосования, свидетельствуют данные на сайте Национальной ассамблеи.
Инициатором рассмотрения вопроса стал депутат, представляющий проживающих в Восточной Европе и России французских граждан, сопредседатель ассоциации «Франко-российский диалог» Тьерри Мариани, у которого, кстати, русская супруга. В июле 2015 года он во главе делегации французских парламентариев посетил Крым.
«Санкции сегодня абсолютно неэффективны для разрешения мирового кризиса, они угрожают интересам Франции», — передает его слова Reuters.
«Несмотря на возражения правящего большинства, проект встретил поддержку многих коллег по парламенту и должен быть со всей серьезностью воспринят правительством, — приводит ТАСС мнение депутата от партии «Республиканцы», члена парламентской комиссии по национальной обороне и вооруженным силам Николя Дюика. — Нельзя больше мириться с многомиллионными убытками, которые санкции наносят французским предприятиям».
По мнению Дюика, ставшего одним из инициаторов проекта, «нетрудно увидеть, что в сохранении антироссийских мер заинтересованы США, которые рассчитывают помешать укреплению сотрудничества между Европейским союзом и Россией и вместо этого навязать Европе невыгодные трансатлантические договоренности». Поэтому, убежден законодатель, отмена санкций исключительно важна для обеспечения «самостоятельности Франции во внешней политике».
Решение было одобрено большинством присутствовавших, резолюция набрала минимально необходимые 50 голосов. Впрочем, о единстве мнений говорить не приходится. За резолюцию об отмене антироссийских санкций из 101 депутата проголосовали только 55, против высказались 44 парламентария, двое воздержались.
И это не считая того, что всего Национальное собрание состоит из 577 депутатов, то есть более 80% парламентариев отсутствовали на голосовании.
За отмену санкций проголосовали участники крупнейшей оппозиционной партии, Республиканской, которую возглавляет бывший президент Франции Николя Саркози, правоцентристы и крайне левые. Против выступили социалисты, за которыми закреплено парламентское большинство, и экологи.
Резолюция ассамблеи носит исключительно рекомендательный характер и не несет, согласно местному законодательству, никаких обязательств перед исполнительной властью — правительством Франции.
Тем не менее мнение депутатов встречает поддержку у части французов. Особенно активно выступают местные фермеры, которые хотят возобновить поставку своих продуктов в Россию, остановленную продуктовым эмбарго.
Российские власти тоже много говорят о бессмысленности санкций, призывая их отменить, и о том, что Европа такими действиями наносит себе больший вред, нежели России.
Однако первыми пойти на политические уступки должны все-таки европейцы, вслед за которыми россияне предпримут «симметричное движение».
Например, в февральском интервью немецкой газете Handelsblatt премьер-министр Дмитрий Медведев говорил, что «надо найти мужество и признать, что пора прекратить экономические санкции», которые невыгодны ни одной из сторон. «Наша страна к этому готова, но, еще раз подчеркиваю, мы ждем первого шага от наших коллег из Европейского союза», — отмечал премьер.
Но отменить санкции сможет только общее решение Евросоюза, которое зависит как от крымского вопроса, так и от минских договоренностей. Этот вопрос будет обсуждаться в ходе июньского саммита, и как в целом по Европе, так и в отдельных странах единого мнения также нет.
Вице-канцлер Германии и министр экономики и энергетики Зигмар Габриэль призывает попытаться создать условия, которые способствуют снятию санкций против России. Тем не менее такое решение поддерживают чуть меньше трети жителей страны — 27%. Согласно данным недавнего социологического опроса, проведенного фондом Bertelsmann, почти 46% жителей Германии являются сторонниками санкционной политики Евросоюза в отношении России, сообщало издание Wirtschaftswoche. 16%, наоборот, придерживаются политики ужесточения санкций. Кроме того, внутри Германии наблюдается раскол: жители Восточной Германии чаще своих «западных соседей» называют политику ФРГ «антироссийской», отметило издание.
В апреле глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич заявил, что выступает за продление санкций: «Мы видим, что минские соглашения не выполнены, поэтому нам стоит продлить санкции и не допустить ухудшения ситуации».
Президент Австрии Хайнц Фишер, который в этой стране осуществляет в основном представительские функции и не обладает исполнительной властью, поддерживает отмену антироссийских санкций. Но в то же время добавляет, что Австрия — лояльная Евросоюзу страна, которая поддерживает антироссийские санкции.
«Решение французского парламента можно назвать символическим, учитывая тот факт, что большинство парламентариев предпочли вообще не голосовать. Но в то же время говорит о том, что они не хотят ни поддерживать Россию (тем более что для депутатов-социалистов это могло бы быть сочтено нарушением партийной дисциплины, так как именно социалисты поддерживали санкции), ни выступать против нее», — констатирует Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий
Однако, по его мнению, следует учитывать, что деловые круги Франции (в первую очередь агропроизводители) — за восстановление бизнес-отношений с Россией, так как у них нарушаются контракты.
«Скорее всего, сейчас санкции будут продлены. Но очевидно, что Европа стала уставать от санкций (кстати, в этом плане решение французского парламента является политико-психологическим плюсом для России). Европейские законодатели все больше склоняются к компромиссу, но он не может быть достигнут без решения вопроса по минским соглашениям, и как решать этот вопрос, непонятно (Украина заявляет, что она их выполняет, Россия это опровергает. — «Газета.Ru»)», — говорит Макаркин.
«Окончательное решение по санкциям должно быть солидарным, страны Восточной Европы традиционно настроены по отношению к России жестче, юг Европы (в первую очередь Греция) — наоборот, склонен, скорее, поддерживать отмену санкций. Германия пока свою позицию четко не определяет. Но голосование французского парламента способно качнуть ситуацию в сторону России», — считает гендиректор агентства «Политических и экономических коммуникаций» Дмитрий Орлов.